ГУТТУЗО, РЕНАТО
ГУТТУЗО, РЕНАТО (Guttuso, Renato) (1912–1987), итальянский художник, представитель итальянского неореализма.
Родился в Багерии под Палермо 2 января 1912 в семье землемера и сельского администратора. В школьные годы посещал курсы рисования, которые вел футурист П.Риццо. В 1930 поступил в Палермский университет на факультет права, но спустя год оставил учебу. В 1935–1936 проходил воинскую службу в Милане. С 1937 жил преимущественно в Риме, часто наезжая в Сицилию. В 1938 стал одним из основателей арт-объединения «Корренте» («Течение»), тесно связанного с оппозицией режиму Б.Муссолини, в 1940 вступил в (подпольную в те годы) Коммунистическую партию Италии. С 1943 участвовал в движении Сопротивления, создавая, в частности, антифашистские плакаты.
Напряженно социальны по самой теме или по скрытой символике его ранние картины Расстрел в открытом поле (об убийстве Ф.Г.Лорки; 1938, частное собрание, Рим), Бегство от извержения Этны (1939, Галерея современного искусства, Рим), Распятие (1940–1941, частное собрание, Рим), а также цикл антивоенных рисунков С нами Бог (Gott mit uns; 1947). Дистанцируясь в равной мере и от футуризма, и от фашистской неоклассики, мастер сочетал традицию экспрессионизма с обстоятельной сюжетностью в духе старых мастеров и Г.Курбе, тем самым закладывая основы неореализма в итальянском изобразительном искусстве. В 1947 вступил в группу «Новый фронт искусства», объединявшую художников неореалистического толка. Среди его наиболее масштабных полотен – Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии (1948–1950, Галерея «Новые мастера», Дрезден) и Битва у моста Аммиральо (эпизод Рисорджименто, борьбы за объединение Италии в 19 в.; 1951; частное собрание, Милан). Характерная для этих вещей драматическая многофигурность принимает более созерцательный характер в Пляже (1955–1956, Национальная галерея, Парма). Постоянно писал напряженно-социальные бытовые жанры (Политический диспут, 1959–1960, Галерея Тейт-Модерн, Лондон; Воскресенье калабрийского рабочего в Риме или Рокко у патефона, 1960–1961, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва), обращался также к пейзажу и натюрморту.
В поздних произведениях Гуттузо проступают влияния монтажных принципов поп-арта (Газетный киоск, 1968, Музей Людвига, Кёльн), иной раз, увлеченный мотивом переклички эпох, он вводит прямые цитаты из известных картин. Аналогичного рода визуальной «перекличкой» явилось Кафе Греко (1976, частное собрание, Рим), где сам художник изображен в компании умерших итальянских мэтров и современных туристов. В 1976 был избран депутатом от КПИ в сенат.
Умер Гуттузо в Риме 18 января 1987.
Берджер Дж. Р.Гуттузо, М., 1963
Горяинов В.В. Графика Р.Гуттузо. М., 1972
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»