ГУБЕР (ХУБЕР), ВОЛЬФ
ГУБЕР (ХУБЕР), ВОЛЬФ (Huber, Wolf) (наст. имя Вольфганг) (ок. 1485–1553), австрийский художник, представитель дунайской школы Северного Возрождения, виртуоз пейзажного рисунка.
Родился в Фельдкирхе (западное приграничье нынешней Австрии), в семье художника Г.Губера. Учился, по-видимому, у отца. Молодые «годы странствий» (конец 1500 – начало 1510-х годов) провел среди живописных альпийских и придунайских ландшафтов. С 1515 жил в основном в Пассау (Бавария), став придворным художником местных епископов.
Для первой его большой работы, ныне разрозненному алтарю святой Анны из Фельдкирха (1515–1521, Музей земли Форарльберг, Брегенц; и другие собрания), характерно уверенное владение приемами линейной перспективы, живописность архитектурных антуражей, пестровато-локальные красочные гаммы. Свойственная лучшим его вещам выразительность фигурных мизансцен достигает особой остроты в ночном Бичевании Христа (1525, монастырь Санкт-Флориан). Алтарные композиции нередко включают, как и у других художников дунайской школы, яркие образы природы (Моление о чаше, Старая пинакотека, Мюнхен; Бегство в Египет, Картинная галерея Государственных художественных собраний, Берлин; обе работы – 1520-е годы). К позднему периоду творчества Губера принадлежит переусложненная в смысловом и пластическом отношении, по-своему маньеристическая Аллегория Креста (Художественно-исторический музей, Вена). Писал также и портреты – наиболее известен портрет географа и астронома Я.Циглера (между 1544 и 1549, там же); по-средневековому плоскостная фигура контрастно сопоставлена здесь с панорамически-«вселенским» ландшафтом.
Особое место в наследии художника занимают пейзажные рисунки (в основном пером), которые он создавал на протяжении почти всего творческого пути. Эти бравурные и динамичные композиции – сперва достаточно топографически-точные, позднее все более обобщенные – передают мир природы как живое, «дышащее» целое, представляя собою уже не заготовки для живописи (как это было в прежнем искусстве), а вполне самоценные произведения. Здесь тоже со временем нарастают черты маньеризма, к примеру, в «самолюбовании» виртуозными росчерками или в таких причудливых деталях, как сплющенный солнечный диск, напоминающий летающую тарелку.
Умер Губер в Пассау 3 июня 1553.
Либман М.Я. «Дунайская школа». – В кн.: Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»