ГРИГОРЬЕВ, АФАНАСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ГРИГОРЬЕВ, АФАНАСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1782–1868), русский архитектор.
Родился в слободе Васильевской (Тамбовская губерния) 10 (21) января 1782 в семье крепостных помещика Н.В.Кретова. Воспитывался в доме архитектора И.Д.Жилярди, с сыном которого, Дементием Ивановичем (Доменико), впоследствии сотрудничал. Получив начальное художественное образование, учился затем в школе при Экспедиции кремлевского строения (у Ф.Кампорези), по окончании (в 1804) получил вольную. Долгое время (1808–1847) состоял на службе в московском Воспитательном доме, сперва в качестве помощника отца и сына Жилярди, затем как старший архитектор.
Расцвет творчества Григорьева приходится на период восстановления Москвы после пожара 1812. Участвовал в реализации многих проектов Доменико Жилярди, в том числе проекта здания Опекунского совета (ныне Российская Академия медицинских наук, 1823–1826).
Григорьев вошел в историю прежде всего как автор проектов небольших особняков: гармонически-ясные, с уютными интерьерами, сдержанные, но весьма изящные по декору, они стали едва ли не самыми популярными зданиями-символами московского ампира. Среди произведений этого рода – дом Хрущевых на Пречистенке (ныне Музей А.С.Пушкина, 1814–1816), дом Лопухиных на той же улице (ныне Музей Л.Н.Толстого, 1817–1822), дом Докучаева на Мясницкой (совместно с О.И.Бове, 1819–1821), собственный дом Григорьева в Милютинском переулке (1842–1843). Лучшая из его храмовых построек – центрически-столпообразная Троицкая церковь в имении Ершово под Звенигородом (1826–1828) – была разрушена в 1941; сохранился здешний усадебный дом, тоже восходящий к григорьевским чертежам (1837).
Судя по поздним проектам, с годами Григорьев перешел на позиции архитектурного романтизма (или «эклектики»). Оставил большое число чертежей (фонд Григорьева в московском Музее архитектуры имени А.В.Щусева), свидетельствующих и о его выдающемся графическом мастерстве.
Умер Григорьев в Москве 1 (13) мая 1868.
Архитектор А.Г.Григорьев (каталог). М., 1976
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»