ГИНЗБУРГ, МОИСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
ГИНЗБУРГ, МОИСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1892–1946), русский архитектор и теоретик искусства. Родился в Минске 23 мая (4 июня) 1892 в семье архитектора. Окончил академию художеств в Милане (1914) и архитектурный факультет Рижского политехнического института (1917). В 1917–1921 жил в Крыму, затем обосновался в Москве. Преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) и Институте гражданских инженеров (позднее – Высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана). Был одним из основателей и заместителем председателя «Объединения современных архитекторов» (ОСА; с 1925), а также ответственным редактором журнала «Современная архитектура» (1926–1930).
Стал не только одним из лидеров, но и крупнейшим идеологом русского конструктивизма, изложив свои взгляды в многочисленных статьях, а также книгах Ритм в архитектуре (1923) и Стиль и эпоха (1924). Считал главной целью современной архитектуры всеобщую «организацию жизни», основанную на максимально-рациональном устройстве производства и быта. Верховным образцом такого устройства выступала для него современная техника, поэтому центральное значение в Стиле и эпохе имеет глава «Машина. Влияние на современное искусство статических и динамических особенностей машины». Практическими моделями этой теории призваны были стать жилые здания «нового социального типа», созданные в 1926–1931 Гинзбургом с соавторами в Москве (дом Госстраха на Малой Бронной улице и дом Наркомфина на Новинском бульваре) и Свердловске (дом Уралоблсовета). Вопреки распространенному мифу о «домах-коммунах», эти постройки – рассчитанные на обобществление лишь ограниченной части бытовых функций – изначально выделялись (в особенности дом Наркомфина) элегантной комфортностью внутреннего дизайна, вышедшего в авангард мировых поисков социально- и эстетически-совершенного «народного жилья». Среди других осуществленных проектов Гинзбурга наиболее значительны Дом правительства в Алма-Ате (ныне Университет; 1928–1931) и санаторий имени Г.К.Орджоникидзе в Кисловодске (1935–1937).
Оставив работу в ОСА (1928), мастер возглавил Секцию типизации Стройкома РСФСР, а позднее (1929) Секцию социалистического расселения Госплана РСФСР. Казалось бы, перед ним открылись оптимальные возможности для реализации новаторских планов по созданию удобного массового жилья из индустриально-типизированных конструкций. В русле этих надежд Гинзбург разработал проект «Зеленого города» (совместно с М.О.Барщем, 1930), рассчитанный на «парковую» децентрализацию Москвы путем свободной, как бы природно-архитектурной застройки окраин (в данном случае в секторе Ярославского шоссе), а также опубликовал книги Жилище (1934) и Индустриализация жилищного строительства (1937). Однако в условиях тоталитарного государства этим планам суждено было осуществиться лишь в искаженно-опосредованной и далеко не идеальной форме, подобно тому, как не оправдали возложенных на них утопических чаяний и «дома-коммуны», заселенные (как явствует уже из их названий) отнюдь не пролетариями, а привилегированными чиновниками.
После образования Академии архитектуры СССР (1934) Гинзбург руководил подготовкой издания многотомной Истории архитектуры. В последние годы разработал план восстановления Севастополя (нереализованный) и подготовил проекты двух санаториев – еще одного в Кисловодске, а также в Ореанде (выстроенных уже после его кончины).
Умер Гинзбург в Москве 7 января 1946.
М.Я.Гинзбург (тематическая подборка). – Советская архитектура, 1963, № 15
Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»