ГАРТМАН, ВИКТОР ЭДУАРД
ГАРТМАН, ВИКТОР ЭДУАРД (1834–1873), русский архитектор, представитель «русского стиля» внутри романтического историзма.
Родился в Петербурге 23 апреля (5 мая) 1834 в семье чиновника-француза (позднее к имени прибавил отчество «Александрович»). Занимался в Академии художеств в качестве «вольноприходящего» ученика (1852–1861), затем работал помощником своего дяди, архитектора А.Гемильяна. В 1852–1868 как «пенсионер» Академии посетил Германию, Швейцарию и Италию.
Вернувшись в Россию, показал себя одаренным сценографом, оформив оперы Руслан и Людмила М.И.Глинки и Вражья сила А.Н.Серова (обе – в Мариинском театре, 1871). В том же году в связи с начавшимся строительством Политехнической выставки переселился в Москву. Активно сотрудничал с абрамцевским кружком и журналом-увражем «Мотивы русской архитектуры» (1874–1880), которые ознаменовали выход «русского стиля» на новый, более «демократический» или, по декоративно-пластическому характеру, фольклорно-«крестьянский» этап. Стал (наряду с И.П.Ропетом) одним из самых ярких и авторитетных представителей «неорусской» стилистики. Известнейшей его работой является «Студия» (мастерская) в Абрамцеве (1872). По проекту Гартмана возведена Мамонтовская типография в Москве (обе – 1872). Наиболее живописные его произведения – павильоны Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге (1869), Военный павильон и Народный театр (вероятно, первое в России здание сборно-разборного типа) на Политехнической выставке в Москве, а также подмосковная дача Мамонтова в Кирееве (поселок, со временем исчезнувший; существовал на месте современного Ленинградского шоссе в районе Химок; все – 1872) до нас не дошли. Органичней всего его идеи, развивающие характерные мотивы народных вышивок и резьбы по дереву, воплощались именно в деревянных постройках. В изданном В.В.Стасовым альбоме Образцы русского орнамента (1872) гартмановские проекты такого рода воспроизведены наряду с узорами крестьянских полотенец из собрания зодчего.
Умер Гартман в Кирееве 23 июля (4 августа) 1873. Вошел также в историю русской музыки, поскольку посмертная выставка его рисунков и проектов (1874) вдохновила М.П.Мусоргского на написание знаменитых Картинок с выставки.
Мутья Н.Н. Творчество В.А.Гартмана (автореферат). СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»