ГАЛИКАРНАС
ГАЛИКАРНАС (совр. Бодрум, Турция) – крупный город дорийцев в Карии (юго-восточное побережье Малой Азии). Был основан выходцами из Арголиды в 12 в. до н.э. С 6–5 вв. до н.э. потерял независимость и долгое время находился под властью других государств (Персии, Афин, Спарты, Рима). В 454 до н.э. Галикарнас был принят в Афинский морской союз, в 4 в. до н.э. обрел независимость и стал столицей Карии. Наивысшего расцвета Галикарнас достиг при Мавсоле (правил 377–353 до н.э.) и его супруге Артемисии II. Это был богатый греческий город, известный грандиозными сооружениями: храм Ареса (бога войны) с колоссальной статуей бога из мрамора и позолоченного дерева работы скульптора Леохара; храм Афродиты, рядом с которым находился знаменитый фонтан Салмакида, вода которого, по поверьям, обладала чудодейственными свойствами. Самой знаменитой постройкой в Галикарнасе являлся Мавзолей – одно из семи чудес света. Воздвигнутый в честь Мавсола, он был возведен архитекторами Пифеем и Сатиром, украшен скульптурой работы Леохара, Тимофея, Бриаксида, Скопаса (см. также СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА). В 333 до н.э. Александр Македонский (356–323 до н.э.) завоевал город и приказал его разрушить. С тех пор Галикарнас, родина «отца истории» Геродота (ок. 484–425 до н.э.), утратил свое значение.
Мавзолей в Галикарнасе.
Мавсол, правитель Карии (юго-восток Малой Азии) (правил 377–353 до н.э.), еще при жизни начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе, которая стала называться Мавзолеем. Задуманный как усыпальница и храм, Мавзолей, построенный архитекторами Пифеем и Сатиром, был прямоугольным трехэтажным зданием (66 × 77 м) высотой 49 м. Первый этаж – ступенчатый постамент, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный наверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. Над первым этажом находилось помещение для жертвоприношений, окруженное колоннадой. Крышей Мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Но еще задолго до этого Мавзолей стал известен как величайшее сооружение, и как одно из чудес света Древнего мира. Мраморные саркофаги царя и царицы стояли в зале первого этажа. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Мавзолей простоял до 15 в. В 15 в. побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые на развалинах Мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав мраморные блоки усыпальницы для строительства замка. После изгнания турками крестоносцев на этом месте возникла крепость Будрун. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.
Нина Байор
Харенберг Б. Хроника человечества. Большая энциклопедия, М., 1994
Античная культура. Словарь-справочник. М., «Высшая школа», 1995
Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. Герои Эллады. Литера, СПб, 1999
Искусство Древнего мира. Энциклопедия. ОЛМА-ПРЕСС, М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Короли»