БРЕКЕР, АРНО
БРЕКЕР, АРНО (Breker, Arno) (1900–1991), немецкий художник, представитель неоклассицизма, известнейший из мастеров изобразительного искусства, связавших свою судьбу с Третьим рейхом.
Родился в Эльберфельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 19 июля 1900 в семье каменотеса. Учился в дюссельдорфской Академии художеств (1920–1925). Впервые посетив Париж в 1924, работал там в 1927–1933; был дружен с Ж.Кокто, А.Майолем и другими художниками и поэтами.
Вернувшись на родину в 1934, поселился в Берлине и завоевал официальное признание своими статуями Десятиборец и Победительница, созданными по случаю XI Олимпиады (1936). В них четко выразилась его прохладная, исполненная безупречного внешнего лоска неоклассическая манера, идеально вписавшаяся в нацистскую эстетическую программу с ее чаяниями нового «германского эллинизма» в искусстве. Исполнил много монументально-оформительских проектов по заказам архитектурного ведомства А.Шпеера (в том числе для берлинской триумфальной арки, которую предполагалось возвести в Берлине после победного завершения войны). Стал фаворитом А.Гитлера; последний во время своего приезда в оккупированный Париж счел необходимым посетить его бывшую мастерскую. Создал ряд «героических» скульптурных бюстов Гитлера, Г.Геббельса и других высших чинов Третьего рейха, а также символических фигур и групп, прославляющих воинскую доблесть (Товарищи, Возмездие; обе работы – 1940). В 1939 был официально приглашен в СССР для создания бюста И.В.Сталина, но поездка не состоялась в связи с началом войны.
Большинство завершенных произведений и эскизов Брекера погибло вместе с его берлинской мастерской во время бомбардировок 1945. В послевоенные десятилетия обращался к религиозной пластике, вновь к образам спортсменов (Олимпийский цикл, с 1976), но в первую очередь – к портрету, исполнив немало бюстов известных деятелей политики и культуры (в том числе надгробный бюст Ж.Кокто в Мийи-ля-Форе, мрамор, 1963, а также портреты Ж.Маре, 1963; Э.Паунда, 1967–1969; Х.Селассие, 1970; С.Дали, 1974–1975; А.Садата, 1980; все – бронза; и др.). По-прежнему постоянно тяготел к монументально-героическим образам (Александр Великий, бронза, 1981–1982, Форум Людвига, Ахен). В интервью неизменно подчеркивал, что его целью всегда была «идеальная красота», а не какие-либо политические идеи.
Умер Брекер в Дюссельдорфе 13 февраля 1991. В «скульптурном саду Брекера» в Дюссельдорфе собраны модели наиболее характерных его работ.
Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»