БОГОРОДСКИЙ, ФЕДОР СЕМЕНОВИЧ
БОГОРОДСКИЙ, ФЕДОР СЕМЕНОВИЧ (1895–1959), русский художник. Родился в Нижнем Новгороде 21 мая (2 июня) 1895 в семье адвоката. Приехав в Москву, где поступил на юридический факультет университета (1914), сблизился с футуристами. В 1916–1921 был военным летчиком, комиссаром Донской флотилии, чекистом. Писал стихи в духе «левого», революционного футуризма (поэтический сборник Даешь!, 1922). В 1922–1924 учился в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) у А.Е.Архипова. Попутно продолжил свое увлечение цирком, руководя Горкомом работников цирка и эстрады и работая в авангардном театре Н.М.Фореггера (до 1924).
Стремление к четко построенной, крупнофигурной композиции соединилась в его вещах 1920-х годов с жестким драматизмом, близким экспрессионистской живописи в ее стадии «новой вещественности». Известность ему принесли образы актеров (Танцовщица А.И.Скопина, 1925, Художественная галерея, Пермь, – портрет первой жены и партнерши по чечетке), но прежде всего циклы Московское дно, с мрачными образами беспризорных и проституток (1925–1927). К лучшим типажам АХРР'овской живописи принадлежат его грозные «братишки» (Матросы в засаде, 1927–1928; Братишка, 1932; обе картины в Третьяковской галерее), порою автопортретные (еще в 1920 он подписывал свои статьи в «Нижегородском листке» – Матрос Богородский). Со временем прежняя острота стилистики сглаживается, почерк становится все более безличным, выражая не столько авторское впечатление, сколько монументально-эпические формулы гражданского пафоса (Слава павшим героям, 1945, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1945).
Преподавал во Всесоюзном институте кинематографии (1938–1959). Был председателем правления московского отделения Союза советских художников (1955–1958). В 1938 вышла его Автомонография, а в 1959 Воспоминания художника. Умер Богородский в Москве 3 ноября 1959.
См. также АХРР.
Богородский Ф.С. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма. Л., 1987
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»