БОФИЛЛ, РИКАРДО
БОФИЛЛ, РИКАРДО (Bofill, Ricardo) (р. 1939), испанский (каталонский) архитектор и теоретик искусства, один из лидеров постмодернистского зодчества.
Родился в Барселоне 5 декабря 1939 в семье архитектора Э.Бофилла. Учился в местной Высшей технической школе (1955–1956) и Женевском университете. Был одним из основателей, а затем и руководителем «Архитектурной мастерской», сложившейся в 1960–1963 и получившей мировую известность под своим оригинальным названием (Taller de Arquitectura). В 1978 открыл второе бюро в Париже. Главным соавтором ряда важнейших его работ был архитектор М.Нуньес-Яновски.
Мастерская Бофилла сформировалась в атмосфере «карнавально»-игрового бунта против истеблишмента, типичного для арт-авангарда тех лет. Проекты рождались в процессе коллективного взаимодействия людей разных творческих профессий – в том числе и писателей (Х.А.Гойтисоло, С.Клотас), – выделяясь своим социальным утопизмом. Выстроенные мастерской комплексы (к примеру, Баррио Гауди, «Предместье Гауди», в Реусе близ Барселоны, 1964–1972) получили название «Версаля для бедных», сочетая сравнительно низкую стоимость жилья с экспрессивной пластической композицией всего ансамбля и отдельных его элементов. Здания, прославившие Бофилла, выглядят как монументальные скульптурные объекты из бетона, внутренне комфортабельные, а по внешнему облику своему романтически-экстравагантные. Таковы жилой блок Ксанаду в Кальпе и гостиница «Эль Кастелло» в Ситхесе (обе работы 1966–1968), а также гостиница «Ла Мурале Роха» в Кальпе (1969–1975; все – на средиземноморском побережье Испании). Дух театрализации, архитектурной игры в равной мере присущ как отдельным постройкам (новый цементный завод в Барселоне, как бы загримированный под средневековый замок; 1970–1978), так и целым новым кварталам (барселонский «Уолден-7» с офисами «Taller de Arquitectura» и развлекательным центром, размещенным в развалинах старого цементного завода, 1970–1975). В ряде случаев современные квартирные блоки группируются в огромные структуры, «наряженные» в античные и барочные одеяния (комплексы: «Озерные аркады» в Сен-Кантен-ан-Ивелин, 1972–1975; «Абраксас» в Марн-ла-Валле, 1978–1983; «Барочные лестницы», 1979–1985; все – в Париже или окрестностях; «Антигона» в Монпелье, 1978–1989).
Со временем в «фирменном» стиле зодчего усиливается рациональное начало: выполняя наиболее крупные и престижные заказы, его бюро, как правило, отказывается от образно-композиционных гротесков и исторических стилизаций, следуя в русле международного хай-тека (новый аэропорт в Барселоне, 1988–1992; Дворец конгрессов в Мадриде, 1990–1992; комплекс барселонского морского вокзала, 1999–2001).
Бофилл опубликовал книги На пути к городу в пространстве (1968), Архитектура человека (1978) и Пространства жизни (1989), стремясь свести в них на нет – что характерно и для его искусства в целом – разграничения между «высокой» и «массовой» культурами, между однородной идеально-проективной, «чертежной» и конкретной жизненной средой с ее полуфантастическими, «сказочными» противоречиями.
Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства 20 века. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»