БЕХЗАД, КАМАЛАДДИН
БЕХЗАД, КАМАЛАДДИН (1455?–1536?), художник, чье творчество олицетворяет период высшего расцвета среднеазиатской средневековой миниатюры.
Родился в Герате (город входил тогда в состав Хорасана, находясь под властью династии Тимуридов) ок. 1455, точная дата неизвестна. Рано осиротев, был взят на воспитание живописцем-миниатюристом Мираком Наккашем, главой местного китабхане (придворной библиотеки с мастерской по переписыванию и украшению рукописей). Усвоив уроки Мирака (по другой версии его учил живописи Пир Сеид Ахмед из Тебриза), со временем завоевал авторитет мастера. После того как Герат был завоеван иранским шахом Исмаилом, основателем династии Сефевидов, сын Исмаила Тамасп, ставший правителем города, переехал в 1522 в столицу сефевидского государства Тебриз (в нынешнем Азербайджане) и взял с собой и Бехзада. Там художник руководил шахской китабхане.
Идентификация подлинных работ Бехзада – сложная проблема, поскольку он собственноручно подписал лишь несколько композиций, ученики же (Касем Али и др.) стремились как можно точнее имитировать стиль своего учителя; к тому же уже в Средние века его имя стало символом высочайшего качества, и «Бехзады» (т.е. рукописи, якобы им украшенные) становились предметом гордости коллекционеров нередко без достаточных на то оснований. Наиболее достоверными считаются иллюстрации к Бустану Саади (1487–1488, Египетская национальная библиотека, Каир), миниатюры рукописи Зафар-наме Шараф-ад-дина Али Йезди (Книги побед Тимура; 1490-е годы, Библиотека университета Джонса Хопкинса, Балтимор) и двух рукописей Хамсе Низами (1493–1494; обе – в Британском музее, Лондон). Среди произведений в отечественных собраниях с именем Бехзада наиболее обоснованно связываются иллюстрации к поэме Амира Хосрова Дехлеви Меджнун и Лейла (конец 15 – начало 16 вв., Государственная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург). Всем этим работам свойственно сложное и динамичное, но в то же время сюжетно-четкое развитие сюжета в сочетании с изысканной декоративностью. Позы и жесты фигур, при всей их условности, продиктованной этикетом, выделяются (на фоне предшествующей традиции) своей бытовой достоверностью, а пейзажи впечатляют эмоциональным лиризмом, выраженным многоцветно и пышно, но с тонкой колористической мерой, без излишней сусальности (Бехзад, в отличие от многих своих современников, сравнительно редко использовал золото, предпочитая естественные цвета). В изображениях архитектуры проступают черты линейной перспективы.
Как и другие восточные миниатюристы, помимо книжной живописи Бехзад создавал портреты на отдельных листах (Султан Хусейн, конец 15 в., частное собрание, Стокгольм; Шейбани-хан, ок. 1507, частное собрание, США). Строгое соблюдение канонов органично сочетается в этих вещах с аурой живой человечности. Точные дата и место смерти мастера неизвестны; скончался он в Тебризе или в Герате.
Камаладдин Бехзад (материалы конференции). Ташкент, 1984
Ашрафи М.М. Бехзад и развитие бухарской школы миниатюры 16 века. Душанбе, 1987
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»