БАЗЕЛИЦ, ГЕОРГ
БАЗЕЛИЦ, ГЕОРГ (Baselitz, Georg) (наст. имя и фамилия Ханс-Георг Керн) (р. 1938), немецкий художник, один из основоположников стиля «новых диких».
Родился в Дойчбазелице (Саксония) 23 января 1938 в семье школьного учителя. В 1956 переехал в Восточный Берлин, где начал заниматься живописью. Будучи с юных лет нонконформистом, в 1957 был исключен из училища за «политическую незрелость», после чего поступил в западноберлинскую Высшую художественную школу. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, О.Шёнебеком, устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1» (1961). В манифесте, выпущенном по этому случаю, выразил резкое неприятие тогдашнего абстрактного искусства, критикуя его за манерность и «туманный произвол». С той поры подписывал свои вещи псевдонимом «Базелиц», взяв его в память о родном городе.
Обычно тяготел к предметным, фигуративным мотивам (в том числе и в живописи, показанной на выставке «Пандемониум-2», 1962); при этом, испытав значительное влияние А.Арто, особо ценил принцип арт-провокации, резкими и грубыми штрихами изображая стихию пола. Под влиянием пребывания в Италии и особенно под впечатлением флорентийского маньеризма 16 в., к середине 1960-х годов создал живописную серию Новый тип, более классичную по формам и пластически-четкую. После своего итальянского периода, вернувшись в Германию, жил в основном в Остхофене-на-Вормсе и близ Хильдесхайма. В 1990-е годы обосновался на Корсике (городок Империя).
Главным рубежом его творческой зрелости можно считать т.н. франкфуртские картины второй половины 1960-х годов. Работая обычно крупным мазком и в нарочито жестком, подчеркнуто «недекоративном» колорите, Базелиц сформулировал свое кредо следующим образом: «Реальность – это сама картина, а совсем не то, что на картине». Люди и их бытовые аксессуары превращаются у Базелица в монументальные, контрастные пятна, абсурдные с сюжетной точки зрения, но пульсирующие собственным агрессивным бытием. С конца 1960-х годов его фирменным приемом стал «перевернутый образ» с центральным фигурным мотивом, обращенным вниз головой. Таким путем Базелиц стремился сделать манеру письма предельно нетрадиционной, как бы обернув ее «вокруг своей оси». Начиная с раскрашенной деревянной Модели (1979–1980) активно занимался и скульптурой.
С 1976 занимал пост профессора Академии искусств в Карлсруэ, а с 1983 – западноберлинской Высшей художественной школы. Отказался в 1989 от профессорства в знак протеста против приглашения в берлинскую Высшую школу Ф.Штельцмана, известного восточногерманского художника и, с точки зрения Базелица, «соцреалиста».
Георг Базелиц (каталог). Б.м., 1998
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»