АРТСЕН, ПИТЕР
АРТСЕН, ПИТЕР (Aertsen, Pieter) (1508/1509–1575), нидерландский художник, один из основоположников бытового жанра.
Родился в Амстердаме в 1508 (или 1509) в семье чулочника. Учился у местного живописца А.Классена. В юности путешествовал по Нидерландам, а в 1535 обосновался в Антверпене, где испытал влияние Я.Мандейна, последователя И.Босха, и представителей романизма. Около 1556 вернулся в родной город.
Ранние религиозные произведения Артсена обычно примыкают к итальянизирующей живописи романистов (Апостолы Петр и Иоанн, исцеляющие больных, 1545, Эрмитаж, Петербург). Он и впоследствии чутко улавливал идущие с юга новации, как бы одевая мощные и пластичные итальянские фигуры в нидерландские одежды, а также охотно пользуясь драматическими эффектами перспективы. Достиг творческой зрелости в 1550-е годы, создавая крупнофигурные, полные натюрмортных деталей (или преимущественно натюрмортные) картины, где изображение труда и досуга простолюдинов, крестьян-торговцев и слуг, впервые представленных столь импозантно и по-своему монументально, причудливо сочетаются с христианской символикой, зачастую – с религиозными сценами, укрытыми на заднем плане. Подобная потаенность сакрального связана, скорее всего, с тем, что художник работал в период бурных иконоборческих волнений, когда церковные образы активно уничтожались.
Его жанры или жанры-натюрморты, всегда заключающие в себе аллегорическое нравоучение, делятся на два типа. Это либо сложные многофигурные композиции (Кухня со сценой Бегства в Египет или Мясная лавка, 1551, Художественное собрание университета, Упсала; Натюрморт с Христом в доме Марии и Марфы, 1552, Художественно-исторический музей, Вена; Крестьянский танец со Святым семейством, входящим в корчму, или Танец среди яиц, 1557, Королевский музей изящных искусств, Амстердам), либо более лаконичные картины, где доминируют один-два крупномасштабных персонажа (Кухарка, 1559, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель).
Артсен был похоронен в Амстердаме 3 июня 1575. Среди его продолжателей выделяются его сын Питер Питерс и в особенности племянник Йоахим Бекелар.
Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи 17 века. М., 1957
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»