АРЧИМБОЛЬДИ (АРЧИМБОЛЬДО), ДЖУЗЕППЕ
АРЧИМБОЛЬДИ (АРЧИМБОЛЬДО), ДЖУЗЕППЕ (Arcimboldi, также Arcimboldo, Giuseppe) (ок. 1527–1593), итальянский художник, мастер «протосюрреалистического» гротеска.
Родился в Милане ок. 1527 в патрицианской семье. Получил уроки искусства в мастерской отца. С 1562 работал в Праге, при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II. В 1591 получил графский титул.
Как и многие мастера своего времени, совмещал разные, как художественные, так и инженерные профессии, что идеально соответствовало вкусам тогдашнего пражского двора, страстно увлеченного (в особенности в лице Рудольфа II) не только искусством, но и натурфилософией, в ту пору неразрывно слитой с алхимией и астрологией. Типичные образы Арчимбольди сформировались на фоне богатейшей рудольфинской кунсткамеры (с разного рода природными диковинами), куратором которой он состоял. Был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал хитроумные сценические механизмы. Возможно, внес этапный вклад в теорию и практику светомузыки: ему приписывается изобретение «перспективной лютни» и «клавесина цвета» – приборов для оптимального образно-ритмического согласования музыки с изобразительным искусством. Однако в историю вошел прежде всего как живописец.
Наиболее известны «фантастические головы», которые он писал с 1560-х годов, – причудливо-пестрые по колориту картины с погрудными «портретами», составленными из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов и других вещей природы, а порой и из предметов человеческого мастерства. Чаще всего они представляют собою аллегории первостихий или времен года – таковы, к примеру, Лето (1563) или Огонь (1566; обе работы – Художественно-исторический музей, Вена), физиономии и фигуры которых составлены из фруктов, листьев, злаков и из горящих головешек, кусков железной руды и военных орудий и лишь изредка являются собственно портретами, подобно «плодоовощному» Рудольфу II в образе Вертумна (1590, там же; Вертумн – римский бог всяческих перемен, в том числе в растительном мире). Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т.п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16–17 вв. было довольно много.
В старости вернулся в родной город. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593. Его наследие обрело новую популярность в 20 в. в связи с развитием сюрреализма, представители которого воспринимали миланско-пражского мастера как одного из своих предшественников.
Арчимбольдо (альбом). Б/м, 1997
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»