АППЕЛЬ, КАРЕЛ
АППЕЛЬ, КАРЕЛ (Appel, Karel) (1921–2006), нидерландский художник, представитель экспрессионизма, один из основоположников группы «КОБРА».
Родился в Амстердаме 25 апреля 1921 в семье парикмахера. Работал у отца, посещал Королевскую академию художеств в Амстердаме (1940–1943). С 1950 жил в Париже. Испытал большое влияние П.Пикассо, а также Ж.Дюбюффе с его концепцией «ар брют».
В 1948 вместе с соотечественниками Корнелем и Константом (оба они избрали себе псевдонимы) основал группу «Рефлекс», которая в 1949 вошла в состав объединения «КОБРА» (Копенгаген – Брюссель – Амстердам), давшего имя новому этапу экспрессионизма. Понимая художественное произведение как самоценный агрессивно-живой организм, Аппель сочетал размашисто-импульсивную абстрактную живопись и графику со знаковыми и фигуративными элементами (Женщина и страус, 1957, Государственный музей, Амстердам). В 1957 побывал в Нью-Йорке, исполнив портреты известных музыкантов джаза (М.Дэвиса, Д.Гиллеспи и др.), позднее поселился там, однако по-прежнему проводил немало времени во Франции, где в 1966 устроил мастерскую в замке под Осером (Бургундия). Исполнил целый ряд монументальных работ (в частности, панно Весенняя встреча в здании ЮНЕСКО в Париже, 1959).
Его картины, грубофактурные и пастозные по манере письма, порою превращались в своего рода красочные рельефы – поэтому вполне естественно обращение мастера к скульптуре (еще в 1949 Аппель вырезал раскрашенный деревянный рельеф Вопрошающие дети для амстердамской ратуши). Позднее часто работал в алюминии, создавая динамичные комбинации ярко окрашенных контрастных форм, полных задорной внутренней иронии (композиция Арт-робот в университете Дижона, 1977; и др.). Интерес к творчеству Аппеля резко возрос в последние десятилетия 20 в. в связи с распространением весьма созвучного его творчеству стиля «новых диких».
Умер Аппель 3 мая 2006.
«Кобра» в Москве (каталог). Б/м, 1997
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»