АМВРОСИЙ
АМВРОСИЙ (15 в.), русский художник, выдающийся мастер древнерусского ювелирного искусства и резьбы по дереву. Происходил, вероятно, из дворянского рода Кучецких. Его жизнь и деятельность всецело связаны с Троице-Сергиевым монастырем, иноком которого он был, скончавшись там в должности казначея ок. 1494. Амвросий одним из немногих русских средневековых ювелиров оставлял на произведениях свои личные сигнатуры (подпись на резной, оправленной в золото панагии-складне 1450). Помимо нее бесспорными работами Амвросия можно считать два напрестольных креста, ковчег-мощевик (1463), золотой литургический сосуд-дискос со звездицей, а также еще одну деревянную панагию (все эти предметы хранятся в ризнице Троице-Сергиевой лавры).
Для творчества Амвросия характерно гармоничное сочетание миниатюрной резьбы по дереву и ювелирного мастерства. Как ювелир он работал в технике литья, гравировки и (чаще всего) скани. Излюбленный его декоративный прием – введение в сканный узор красной и синей мастики, заполняющей ячейки узора, как в перегородчатой эмали. Резные композиции Амвросия выполнены в технике многопланового прорезного рельефа с фоном из золотой фольги. Иконографически же циклы евангельских праздников, украшающие створки складня 1456 и напрестольный крест, следуют «рублевским» традициям московского искусства того времени.
Соединив в своем творчестве местные художественные навыки с элементами восточного орнамента и западного ремесла, Амвросий оказал большое влияние на русскую мелкую пластику 15–16 вв., что дает основание говорить о «школе Амвросия» как в самом Троице-Сергиевом монастыре, так и за его пределами.
Флоренский П.А., Олсуфьев Ю.А. Амвросий – троицкий резчик XV века. Сергиев Посад, 1927
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»