ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, расцвет афро-американской литературы и искусства в 1920–1930-е, отразивший рост негритянского национализма и расового самосознания.
В годы Первой мировой войны тысячи негров покинули сельскохозяйственные районы Юга в поисках работы на северных оборонных предприятиях. Это «Великое переселение» породило расовые конфликты из-за жилья и трудоустройства, что, в свою очередь, привело к росту экстремистских настроений в области гражданских прав, следствием чего стали активные действия со стороны Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и других правозащитных организаций. Реакция белых на такое развитие событий была неоднозначной.
На 1920-е приходится оживление на Севере ку-клукс-клана. В то же время беспрецедентный интерес белых к расовым вопросам обеспечил значительную аудиторию негритянским авторам, которые селились в нью-йоркском районе Гарлеме. Новый, нетронутый источник художественного материала, притягательный в глазах художников и интеллектуалов, Гарлем был недавно застроенный, модный жилой район, привлекавший также представителей негритянского среднего класса, которые и составили основу здешней литературно-артистической среды.
Понятие «возрождение» по отношению к описываемому периоду не вполне правомерно: по количественным показателям это было скорее рождение, поскольку никогда прежде такое число афро-американцев не производило на свет такого количества литературного, художественного и научного материала в определенный период времени. Гарлемское возрождение являло собой ускоренное развитие культуры, у истоков которого стояли поэт П.Л.Данбар, романист и автор рассказов Ч.У.Чеснатта, поэт и прозаик Д.У.Джонсон, историк и социолог У.Э.Б.Дюбуа. Джонсон и Дюбуа внесли и непосредственный вклад в «возрождение». Всплеск 1920-х годов стал началом активной деятельности социолога Ф.Фрейзера, критика и прозаика А.Бонтемпса, драматурга и поэта Л.Хьюза. Достигли успеха дотоле менее известные деятели науки и культуры К.Маккей, К.Каллен, Д.Тумер, Р.Фишер, Э.Уолронд, У.Термен, Ч.С.Джонсон, У.Уайт, Г.О.Тернер, Р.Н.Детт, Г.Т.Берли. Немалый вклад в Гарлемское возрождение внесли музыканты Д.Эллингтон и Л.Армстронг, певица Марион Андерсон, певец и актер П.Робсон.
В целом не являясь экстремистами, участники «возрождения» имели обостренное чувство расового самосознания, гордились своим наследием и принадлежностью к «черным». Большинство из них в той или иной форме критиковали расовое угнетение. Их называли «новыми неграми», что было отчасти данью их достижениям и отражало их расовое самосознание, но также указывало на то, что они сменили расхожий образ комичного, жалкого негра с плантации (во многом созданный белыми) на образ гордого, занятого, независимого чернокожего жителя северного города.
«Новые негры» обычно были сторонниками расовой интеграции, воспринимая свой личный успех как прорыв в межрасовых отношениях. За относительно короткий период появились значительные работы: сборник стихов Маккея Тени Гарлема (1922) и романы Домой в Гарлем (1928) и Банджо (1929), сборники стихов Каллена Цвет (1925), Медное солнце (1927) и Черный Христос (1929), стихи Хьюза Усталые блюзы (1926) и Лучшие вещи в закладе (1927) и роман Смех сквозь слезы (1930), антология рассказов Уолронда Смерть в тропиках (1926), семь стихов Джексона в сборнике Божьи тромбоны (1927), рассказы Фишера в сборнике Стены Иерихона и многое другое. Одним из наиболее значительных произведений была работа Тростник (1923) Тумера, сборник стихов и рассказов, объединенных настроением, тематикой, местным колоритом Джорджии. В 1925 профессор философии университета Хауарда А.Лок выпустил антологию Новый негр, наиболее полно представляющую литературу Гарлемского возрождения.
Один из сильнейших факторов, обусловивших Гарлемское возрождение, одновременно определил и его слабость. Поскольку их популярность зависела от белых издателей и читателей, чернокожие авторы не были вполне свободны в плане исследования механизмов расовой несправедливости и не могли предложить решения, неприемлемые для белых. Более того, когда в 1930-е гг. разразилась Великая депрессия, белые, составлявшие большинство потребителей произведений Гарлемского возрождения, сосредоточились на экономике и политике, забыв о страданиях чернокожих американцев. Американское искусство и литература увлеклись другими темами, и хотя негритянские авторы продолжали издаваться, они утратили популярность. Неудивительно, что Р.Райт, наиболее значительный негритянский автор 1930-х гг., не сохранил и доли оптимизма, одушевлявшего Гарлемское возрождение. В своих книгах Дети дяди Тома (1938) и Сын Америки он свидетельствовал, что художественные и интеллектуальные усилия 1920-х гг. не изменили жизни негритянских масс. Тем не менее Гарлемское возрождение было значительной вехой в афро-американской культуре и послужило основой для последующих достижений.
Негритянская поэзия США. М., 1971
Беккер М. Прогрессивная негритянская литература США. Л., 1957
Гиленсон Б.А. Современные негритянские писатели США. М., 1981
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»