ФИЛАТЕЛИЯ
ФИЛАТЕЛИЯ, вид хобби, связанный с коллекционированием марок и изучением истории, функционирования и использования почты. Поклонники филателии считают ее как наукой, так и творческой деятельностью: наукой потому, что она включает систематическое изучение и классификацию материалов, а творческой деятельностью потому, что принципы организации и демонстрации коллекции отражают индивидуальный вкус коллекционера.
Точно не известно, сколько сейчас на Земле существует филателистов. По некоторым оценкам, их насчитывается от 6 до 8 млн., по другим – 45 млн.; конкретная цифра зависит от способа оценки. В любом случае, филателия – один из самых популярных видов коллекционирования почти во всех странах мира. Она также является огромной областью коммерческой деятельности, связанной с продажей товаров на многие миллионы долларов ежегодно. Филателия также представляет крупный источник доходов для правительств многих стран. Если, к примеру, до 1965 почтовое ведомство США продавало через свое филателистическое агентство примерно на 3,5 млн. долл. марок ежегодно, то теперь коллекционеры ежегодно покупают марки через местные отделения связи на многократно большую сумму.
ЭЛЕМЕНТЫ ФИЛАТЕЛИИ
Что коллекционируют филателисты. Первая почтовая марка была выпущена правительством Великобритании в 1840. Назначением этой марки, которую в народе называли «Пенни Блэк» («пенни черное»), было служить удобным средством предоплаты почтовых услуг и учета почтовых расходов, определив дальнейшие критерии для оценки выпускаемых марок.
Существуют два вида обычных почтовых марок: 1) стандартные, используемые в течение некоторого периода времени и периодически допечатываемые по мере истощения их запаса; 2) коммеморативные, выпускаемые однократно в ознаменование даты, связанной с каким-либо лицом, местом или событием, и автоматически выходящие из обращения после истощения из первоначального запаса. Коммеморативные марки, как правило, более привлекательные и разнообразные на вид, особенно популярны среди коллекционеров.
В 1871 в Перу была выпущена коммеморативная марка, посвященная 20-летию со дня открытия железной дороги между Лимой и городом-портом Кальяо на побережье Тихого океана. Первой коммеморативной маркой в США стала марка, выпущенная в 1876 на столетие со дня образования почтовой службы США. Не менее интересной была марка, выпущенная в 1893 в честь Христофора Колумба и 400-ой годовщины открытия Америки.
В России почтовые марки были введены в 1858, первые коммеморативы были выпущены в начале 19 в. Первая советская марка была выпущена в 1918, через три года в 1921 появились первые советские коммеморативные марки.
За обычными почтовыми марками вскоре последовали разнообразные марки, предназначенные для специального почтового использования. Одна из них, регистрационная марка (впервые выпущенная в Испании в 1850), указывала на дополнительную оплату гарантированной доставки почтового отправления и особо тщательного обращения с ним. Другим подобным типом марки стала, ныне обычная, марка авиапочты (впервые введенная в обращение Италией в 1917); марки авиапочты – одна из наиболее популярных категорий коллекционируемых марок. Менее популярными являются типы марок, которые указывают на предоплату таких услуг, как особое обращение, особая доставка и транспортировка посылок. В некоторых странах существуют специальные марки для оплаты пересылки по почте газет. Есть марки, называемые служебными, которые используются только в системе правительственной почты. Полупочтовыми являются марки, за которые взимается дополнительная плата, сверх и вне стоимости почтовой доставки; дополнительная плата начисляется по какому-то особому поводу, связанному, например, с благотворительностью. Почтовые долговые марки, служащие для компенсации неполной предоплаты услуг, составляют еще одну группу.
Несмотря на такое разнообразие действующих почтовых марок, некоторые филателисты коллекционируют и непочтовые объекты. Среди них – гербовые марки, которые являются знаками, применяемыми для специальных финансовых целей, например для финансовых операций с гарантированной оплатой налогов; телеграфные марки, используемые для оплаты телеграфных услуг; знаки благотворительной помощи. Некоторые любители собирают даже оттиски и ленты почтовых счетных машин.
Все эти виды филателистических объектов коллекционируются в разнообразных формах. После одиночных марок самыми распространенными формами являются блоки, листы, буклеты и конверты с почтовыми знаками.
МЕТОДЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ.
Независимо от материала, который филателист собирает и изучает, он, как правило, следует одному из четырех основных планов.
Общий. Общий метод коллекционирования представляет первую ступень в филателии. Восхищенный буквально всем, что он видит, энтузиаст собирает все, что похоже на почтовую марку. В течение первых нескольких десятилетий после выпуска Пенни Блэк филателисты имели возможность включать в свои коллекции почти все выпускавшиеся тогда марки. По мере роста числа выпускавшихся марок, которое ныне превысило 200 000, от формирования полной коллекции пришлось отказаться как от нереальной цели. Общая коллекция, содержащая марки, сгруппированные по странам и расположенные в порядке даты выпуска, стала просто показательной коллекцией. Для серьезных филателистов общее коллекционирование – лишь подготовительный этап для более строгих форм коллекционирования.
Выборочный. Второй план коллекционирования – выборочный, связан с большим числом ограничений, установленных самим коллекционером. На основании собственного опыта он может заключить, что имеет пристрастие к определенному типу марок или к маркам некоторых стран либо групп стран. Руководствуясь такой направленностью, собиратель в состоянии создать коллекцию, которая будет скорее законченной, чем просто показательной. Излюбленными странами для этого типа коллекционирования являются Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Германия, Ирландия, Израиль, Япония, Швейцария, Ватикан и некоторые африканские государства, в особенности Гана. Популярные группы стран включают Британское Содружество Наций, страны, оккупированные Японией во время Второй мировой войны и мелкие германские государства до их объединения. Марки, выпущенные ООН, также являются распространенным объектом коллекционирования. Выборочные коллекции специальных типов марок, как правило, ограничиваются уже упомянутыми категориями, в частности, марками авиапочты и почтовыми долговыми марками.
Специализированный. Третий план, специализированное коллекционирование, ограничивается только изобретательностью и возможностями коллекционера. Специализированные коллекционеры сосредоточивают свое внимание на каком-либо одном аспекте филателии или одной филателистической проблеме и усиленно их разрабатывают. Практически не существует ограничений по выбору предмета коллекционирования, однако коллекционер должен до тонкостей вникать во многие технические проблемы: цветовые оттенки, виды перфорации, изменения типа и толщины бумаги и клея, особенности печатного процесса и виды гашения. Например, один специализированный коллекционер может попытаться собрать коллекцию, которая отражала бы историю отношений между Россией и Японией, другой – проиллюстрировать функционирование турецкой почтовой системы в Палестине в эпоху Османской империи. Третий коллекционер может сосредоточить свое внимание на единственном выпуске, возможно, первом в какой-либо стране, и попытаться собрать все марки какого-то листа; отмечая их мельчайшие различия, коллекционер может воссоздать оригинальную печатную форму со всеми ее дефектами, исправлениями и другими несовершенствами.
Тематический. Четвертый план коллекционирования, вероятно, самый новый. Тематическое коллекционирование связано с формированием коллекции материалов, выбранных и систематизированных по определенному объекту, а не по стране выпуска или виду оказываемой почтовой услуги. Наиболее популярные темы для этого типа коллекционирования – религия, искусство, спорт, железнодорожный транспорт, птицы, цветы, карты и животные. Этот тип коллекционирования располагает к тщательной разработке коллекции. Например, коллекционер может попытаться составить тематическую коллекцию по выдающимся биологам, включая конверты, погашенные на родине объектов, и сопроводить ее марками, показывающими объекты биологических исследований.
ПРОИБРЕТЕНИЕ МАРОК.
Начинающие коллекционеры могут собирать марки от писем, которые присылают им знакомые, путешествующие за границей, покупать марки через местные отделения связи, филателистические агентства или почтовые ведомства. Помимо неофициальных покупки или обмена в среде коллекционеров наилучшим источником получения большинства марок является их покупка в специализированном магазине. Торговля предметами филателии хорошо организована по всему миру, например, торговцами, представленными Американской ассоциацией торговцев марками или (в Великобритании) Обществом торговцев предметами филателии. Большинство значительных филателистических объектов, некоторые из которых не уступают по цене лучшим произведениям искусства, продаются на аукционах. В Европе первый филателистический аукцион состоялся в Париже в 1866. В 1991 в мире работали уже 244 филателистические аукционные фирмы, основная часть из них находилась в Германии, Швейцарии, Англии и США. В последнее время можно принять участие во многих аукционах и заочно, используя возможности Интернета.
КАТАЛОГИ.
Одним из самых замечательных достижений филателии было составление каталогов, включающих все когда-либо выпущенные марки. Немногие виды хобби могут похвастаться такой литературой. Начиная с простых брошюр 1860-х и до объемистых изданий нынешнего времени, состоящих из 2500 и более страниц, каталоги всегда были и остаются основным руководством для филателистов. Каталоги снабжают коллекционеров существенной опознавательной информацией и относительной оценкой стоимости предметов. Большинство каталогов содержит также историческую и другую информацию.
Филателисты Великобритании предпочитают пользоваться каталогом Стенли Джиббонза из-за его умеренной цены и подробного перечня марок. Впервые опубликованный в виде 16-страничной брошюры в 1865, этот общий каталог ныне выпускается в виде трех томов большого объема. В США первым и все еще самым популярным является каталог Скотта (Scott’s). Впервые изданный в 1867, он выпускается и сегодня специальным отделом крупной фирмы, занимающейся публикацией журналов. Система нумерации, разработанная для каталога Скотта, принята как стандартная практически для всей американской филателистической литературы и торговли. Вторым и более новым каталогом, использующим иную систему нумерации, является «Новый всемирный каталог Минкуса» (Minkus New World-Wide). Впервые выпущенный в 1954, он приобрел значительную популярность благодаря обширным комментариям по художественному оформлению и истории марок.
В континентальной Европе швейцарский каталог «Цумстайн» (Zumstein), германский «Михель» (Michel) и французский «Ивер» (Yvert) являются наиболее авторитетными. Большинство издателей составляют также специализированные каталоги по отдельным странам или группам стран, которые в этом отношении являются более подробными, чем общие каталоги.
ПРОЧАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Первый марочный журнал «Ежемесячные объявления» (The Monthly Advertiser) появился в Англии в период от 1862 до 1864. Первый американский журнал «Обзор для коллекционеров марок» (The Stamp Collectors Review) впервые вышел в свет в 1864. «Американский филателистический журнал» (The American Journal of Philately) (1968) был первым серьезным изданием на уровне научной журналистики. Современные британские издания включают популярный журнал «Любитель марок» (The Stamp Lover) и научный «Лондонский филателист» (London Philatelist), орган Королевского филателистического общества. В США его аналогом является журнал «Филателист из клуба коллекционеров» (Collectors Club Philatelist), издаваемый Клубом коллекционеров Нью-Йорка. «Американский филателист» (American Philatelist), журнал Американского филателистического общества, публикуется без перерывов, начиная с 1887.
АЛЬБОМЫ.
Альбомы для хранения марок были впервые изданы Жюстеном Лалье в Париже в 1862. В принципе они мало отличались от тех, какие используются теперь. Печатный альбом содержит страницы с напечатанными названиями стран и местом для марок, которые располагаются в нужном порядке. Иллюстрации показательных выпусков целенаправленно располагаются по всей книге, чтобы создать основу для систематизации размещения марок. Качество печатных альбомов меняется от недорогих изданий в бумажной обложке для подростков и до «всемирных» альбомов, способных вместить 100 000 марок, и сериальных альбомов из 30 и более книг, охватывающих почти все основные серии.
Конверты и почтовые бумаги хранить труднее, чем клеящиеся марки, однако они могут размещаться в альбомах, содержащих прозрачные папки для помещения в них коллекционируемых предметов; они могут также закрепляться на страницах с крепящими полосками бумаги и фотоуголками.
Чистый альбом является тем средством, которое филателисты используют, чтобы превратить коллекционирование марок из простого собирательства в искусство. Альбом, как правило, представляет собой книгу с перекидными листами, совершенно чистыми или содержащими едва намеченные печатью уголки, чтобы облегчить размещение марок. Работая с чистым альбомом, коллекционер может по своему вкусу систематизировать расположение марок и сделать надписи и украшения. Коллекционер стремится так расположить свой материал, чтобы он как бы рассказывал некую историю. Почти все экспонаты на конкурсных показах размещаются на чистых альбомных страницах.
ОБРАЩЕНИЕ С МАРКАМИ.
Хотя марки представляют собой лишь уязвимые кусочки бумаги, при аккуратном обращении они могут существовать столетия. Самым важным инструментом для филателиста является пинцет, специально изготовленный для работы с марками. Новые приобретения и дубликаты хранятся в альбомах-запасниках, имеющих прозрачные кармашки, в которые вставляются марки.
Марки надо защищать от прямых солнечных лучей, высокой температуры и влажности. Их ни в коем случае нельзя приклеивать клейкой лентой или не специализированным клеем. Если они крепятся с помощью полосок бумаги, для их прочного закрепления надо использовать минимальное количество влаги. Если они помещаются в прозрачный кармашек, то тот должен быть достаточно большим, чтобы не повредились края марки, и ничто не препятствовало бы доступу воздуха, предотвращающего залипание клея.
ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛАТЕЛИИ
Первые марки. Хотя почтовые системы существовали уже во времена Вавилонской империи, а историки почты считали большой удачей, когда находили почтовые предметы, относящиеся к 14 в., почтовые марки и филателия – новшества 19 в.
В Англии просветитель Роуланд Хилл заложил основы обоих этих предметов в 1837 публикацией брошюры, озаглавленной Реформа почтовой службы: ее значение и осуществимость. Ключевыми моментами программы Хилла были предоплата почтовых услуг и постоянство внутренних тарифов по весу корреспонденции, независимо от расстояния ее пересылки. Ранее почтовые платежи определялись расстоянием пересылки письма и количеством вложенных в конверт листов бумаги. Хилл убедительно показал, что именно сложность обработки корреспонденции на почте, а не расстояние ее пересылки, обусловливает большую часть стоимости почтовых услуг. Он также заключил, что когда тарифы будут снижены до более приемлемого уровня, объем корреспонденции увеличится, что скомпенсирует стоимость пересылки. Чтобы облегчить обработку, он придумал систему предоплаты для замены прежнего правила, согласно которому почтовые услуги оплачивал адресат.
Хилл предложил два новшества: во-первых, разновидность предоплачивемого конверта и, во-вторых, клеящуюся почтовую марку. Первое, названное конвертом Малреди (по имени его художника-оформителя Уильяма Малреди), очень быстро вышло из употребления из-за внешнего вида, вызвавшего множество споров среди современников. Второе, строгая черная марка с изображением юной королевы Виктории, было воспринято с энтузиазмом с первого дня своего выпуска 1 мая 1840 и первого дня использования 2 мая 1840.
Примерно через два года почтовая марка была принята в обращение одной частной почтовой службой Нью-Йорка. Следующими стали использовать марки Бразилия и два швейцарских кантона, Цюрих и Женева, а за ними – все цивилизованные страны мира.
В США первые две марки, 5-центовая с изображением Бенджамина Франклина и 10-центовая – Джорджа Вашингтона, были выпущены 1 июля 1847.
Первые годы филателии. Люди, жившие в Европе в 1840-е, вскоре стали обращать внимание на марки, которые улучшили прежде однообразный вид их писем. Уже в 1842, согласно журналу «Панч», «крайне праздные английские аристократки» стали собирать марки, чтобы оклеивать ими стены своих комнат. Собирание марок в строго филателистических целях вошло в моду примерно десять лет спустя. Мисс Аделаида Люси Фентон под псевдонимом писала заметки о марках для первых филателистических изданий.
В 1864 француз Жорж Эрпен придумал слово «филателия» (от греческих слов philos, что значит «люблю», и ateleia, означающего освобождение от оплаты или квитанцию об оплате, что в действительности и представляет собой почтовая марка). Годом позже Эрпен организовал первое в мире филателистическое общество. В 1869 было создано Филателистическое общество Лондона (теперь Королевское филателистическое общество).
Некоторые первые коллекционеры стали писать о марках и связанных с ними вопросах. Й.Б.Мунс из Брюсселя опубликовал некоторые первые практические каталоги. В США некий Уильям П.Браун стал продавать марки в Сити Холл Парк в Нью-Йорке уже в 1860, прикрепляя товар к стенам своего ларька. В 1863 молодой англичанин Дж. Уолтер Скотт приехал в Нью-Йорк с коллекцией марок, своим единственным достоянием. Ее он продал Брауну. Впоследствии он продолжил свою филателистическую карьеру, помимо прочего, устроив первый в США аукцион марок и создав свой знаменитый каталог. Его современник, англичанин Эдвард Стенли Джиббонз, купил за 5 фунтов стерлингов у двух моряков целый чемодан треугольных марок с мыса Доброй Надежды и приступил к созданию филателистической фирмы, все еще носящей его имя. Ныне эта фирма объединяет несколько сотен служащих, публикует журналы и каталоги и нанимает художников для разработки дизайна британских марок.
Классические марки. Многие из самых известных и ценных марок были выпущены в период между 1840 и 1875. Одними из первых таких классических выпусков были пробные временные марки, выпускавшиеся в США предприимчивыми почтмейстерами восточных городов страны и Сент-Луиса до того, как федеральное правительство позаботилось о выпуске собственных марок в 1847. Также в 1847 британская колония на о.Маврикий в Индийском океане издала комплект из двух марок с изображением профиля королевы Виктории и словами «Post Office» («Почтовое министерство») вместо «Post Paid» («Почтовая оплата») на всех последующих выпусках. В 1969 пара марок с надписью «Post Office» вместе с конвертом была продана за 380 000 долларов.
Другим знаменитым британским колониальным выпуском является марка 1848 с надписью «Perot» Бермудских островов. Уильям Б.Перот, почтмейстер города Гамильтон, печатал круглый почтовый штемпель в виде почтовой марки на листах бумаги и вписывал ее стоимость от руки. Также круглыми были марки Британской Гвианы, изданные в 1850 и вступавшие в законную силу после надписи на них почтмейстерами своих инициалов. В 1856 эта колония также издала красные марки достоинством в 1 цент; сохранился единственный экземпляр тех марок. Его портят отрезанные уголки и уродливая надпись, однако он считается самой ценной маркой в мире. В 1980 он был продан на аукционе за 935 тыс. долл.
Первые треугольные марки пришли из британской африканской колонии мыс Доброй Надежды в 1853. Согласно преданию, столь необычная форма была выбрана, чтобы помочь неграмотным почтовым служащим отличить местные письма от иностранных.
После учреждения Конфедеративных Штатов Америки различные города на юге страны выпускали так называемые временные марки. Многие из них имеют весьма неприглядный вид, однако высоко ценятся в наши дни.
Несмотря на новизну ремесла изготовления почтовых марок ошибки классического периода не столь многочисленны, как можно было бы ожидать. Среди наиболее известных – экземпляры с перевернутым изображением стоимостью 15, 24 и 30 центов американского выпуска 1869, посвященного живописи. В Швеции некоторые экземпляры первой государственной марки 1855 стоимостью в 3 эре случайно были отпечатаны в желтом цвете вместо голубовато-зеленого. Эта ошибка является одной из современных филателистических редкостей.
ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И КОЛЛЕКЦИИ.
Классические и другие ценные марки часто занимают главное место в знаменитых коллекциях. Вероятно одной из самых великолепных была коллекция Филиппе ла Ренотьере фон Феррари, австро-итальянского аристократа с, по-видимому, безграничными финансовыми возможностями. Феррари родился в 1848 и стал коллекционировать марки в возрасте 10 лет. Он нанял для ведения коллекции специального человека, который иногда покупал марок на 10 000 долл. в неделю, и держал эту коллекцию в двух комнатах своего большого парижского особняка. Среди его сокровищ была уникальная красная марка Британской Гвианы стоимостью 1 цент. Феррари умер в 1917 и завещал свою коллекцию Музею рейхспочты в Берлине. Французское правительство конфисковало эту коллекцию и продало ее на серии аукционов в период между 1921 и 1925 за невообразимую по тогдашним меркам сумму 2 млн. долл.
Достижения Феррари оспаривались в середине 20 в. Морисом Бюри, производителем табака из Эльзаса. Считают, что коллекция Бюри стоит 5 млн. долл.
В США текстильный фабрикант Артур Хайнд собрал коллекцию, которая была продана почти за 1 млн. долл. во времена Великой депрессии. Она также включала одноцентовую красную марку Британской Гвианы, впоследствии проданную до сих пор не известному коллекционеру за сумму, превышающую 45 000 долл. Полковник Эдвард Г.Р.Грин, сын необыкновенно богатого Гетти Грина, сосредоточил свое внимание на таких экзотических объектах, как 24-центовые марки авиапочты США 1918 с перевернутым изображением, которые теперь продаются по цене приблизительно 7500 долл. за штуку. Собранная Альфредом Г.Каспари несистематизированная коллекция марок различных стран мира была продана почти за 3 млн. долл. в конце 1950-х годов.
Прекраснейшая коллекция марок Великобритании и ее колоний была собрана королем Георгом V; сейчас она принадлежит королеве Елизавете II. Президент Франклин Д.Рузвельт прославился также как филателист, но его коллекция не была выдающейся и охотники за сувенирами платили исключительно высокие цены за обычные марки из нее просто потому, что они когда-то были в президентской коллекции.
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛАТЕЛИЯ
Деятельность этих многократно упоминавшихся в печати коллекционеров оказала мало влияния на склонности рядового коллекционера. Современная филателия не ориентируется на собирание чрезвычайно редких и дорогих марок. Интересы современного коллекционера прежде всего направлены на марки умеренной цены, которые доступны через обычные торговую сеть и информационные средства, на постоянно растущий объем новых выпусков марок, которые сначала привлекают его к этому виду хобби, а потом часто приводят к отказу от общего способа коллекционирования.
Некоторые филателисты, разумеется, пропагандируют собирание марок как средство вложения денег. Они ссылаются на уже происходившие ранее повышения их стоимости и предрекают подобные повышения и в будущем для тех коллекционеров, которые способны интенсивно скупать марки, а затем выжидать удобного момента для их продажи. Стоимость марок действительно повышалась, однако реальные цены, достигнутые на аукционах для некоторых популярных классических марок, обманули ожидания тех, кто склонен равнять филателистические редкости с деньгами. Возраст марки сам по себе еще не создает ее стоимости. Постоянно меняющаяся популярность некоторых стран или выпусков, состояние марок, а также суровые законы спроса и предложения являются более важными показателями. Тем не менее, истинный коллекционер, который остается верен своему хобби двадцать и более лет и систематически пополняет коллекцию, редко испытывает денежные потери при подведении итоговой оценки и часто оказывается в выигрыше.
Интерес к филателии как к средству вложения денег все чаще сопровождается вниманием к культурной стороне этого хобби. Почтовая марка как произведение искусства является предметом изучения коллекционера и заботы правительства. Почтовые ведомства многих стран, включая США и Великобританию, формируют группы общественных экспертов для отбора эстетически безупречных марок. Эти группы состоят из художников, историков, печатников и филателистов. История почты ныне признается разделом истории средств связи и даже общей истории. Анализируя конверты и почтовые штампы, филателист изучает такие предметы, как, например, функционирование срочной конной почты на американском Западе и транспортировку писем во время Гражданской войны. Музейные экспозиции также представляют большой интерес. Имеются прекрасные филателистические коллекции в Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия, и Королевском филателистическом обществе в Лондоне, а также в десятках других городов.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»