КНОСС
КНОСС, город в центральной части северного Крита, прославленный в греческой традиции как столица Крита и резиденция Миноса, могучего царя предшествовавшей античности эпохи, который господствовал в бассейне Эгейского моря и взимал дань со многих городов материковой Греции, в том числе с Афин. Именно в Кноссе аттический герой Тесей с помощью дочери Миноса Ариадны убил в лабиринте чудовище, человекобыка Минотавра, освободив Афины от унизительного порабощения.
Кносс располагался на обширном холме, примерно в 5 км от северного берега Крита и менее чем в 6 км юго-восточнее современного города Ираклион. Здесь и стоял город Миноса, а впоследствии возник античный город Кносс, просуществовавший до римского времени.
Раскопки, увенчавшиеся блестящими открытиями, начал в 1900 А.Эванс, который вел их до 1905, а здесь продолжал с перерывами до 1931. Был обнаружен колоссальный дворец, занимавший площадь ок. 2 га, а вокруг него – город с многочисленными зданиями. Возникший в начале эпохи средней бронзы, ранее 1800 до н.э., дворец впоследствии пережил ряд разрушений и восстановлений. Во время извержения вулкана на острове Фера (Санторин) в середине 15 в. до н.э. он был засыпан пеплом, а после 1400 до н.э. уничтожен пожаром. Своими исследованиями Кносса и аналогичных ему памятников в других районах Крита Эванс извлек из небытия и реконструировал блестящую цивилизацию, некогда процветавшую на острове, и по имени легендарного царя Миноса назвал эту культуру минойской.
Здание дворца было почти прямоугольным в плане, а в высоту имело два и более этажей. Толстые стены первого этажа сложены из камня, а верхний этаж был, вероятно, возведен из сырцовых кирпичей. Высокий цоколь наружных стен западного фасада был облицован огромными гипсовыми блоками. Сооружение имело бесчисленное количество помещений, несколько беспорядочно группирующихся по сторонам обширного открытого четырехугольного двора. С севера, запада и юга к дворцу вели мощеные дороги. Южная дорога проходила по виадуку, перекинутому через глубокое ущелье. Подходя к дворцу с запада, надо было пересечь внешний вымощенный камнем двор, примыкающий к зданию снаружи; затем, пройдя через ворота с пилонами, можно было попасть в узкий коридор, который, сделав несколько резких поворотов, приводил к юго-западному входу в здание. Отсюда, по обращенной на север широкой монументальной лестнице, можно было попасть в расположенные этажом выше залы и парадные покои, а боковая дверь вела в центральный двор. Стены коридора были оштукатурены и украшены яркими фресками с изображениями человеческих фигур в натуральную величину – участников торжественных процессий, вероятно религиозного характера. В вестибюле, возле парадной лестницы, стены декорированы раскрашенными стуковыми рельефами, на одном из которых, по-видимому, изображен царь-жрец.
Парадные покои представляли собой просторные украшенные залы с колоннами, сообщающиеся между собой через многочисленные широкие проемы. Окна выходили в световые колодцы, что обеспечивало освещение и вентиляцию; возможно, здесь имелись и лоджии, выходившие во внутренний двор. Под большими залами вдоль западной стены здания располагались узкие длинные кладовые (общим числом 21), где в огромных кувшинах и бочках, заглубленных ниже уровня каменного пола, хранились масло, вино, зерно и другие припасы. На первом этаже находилось особое помещение, обращенное во внутренний двор и предназначавшееся для аудиенций; у его северной стены, украшенной фреской с изображением двух стражей-грифонов по сторонам, стоит изящный, с высокой спинкой, трон из гипса. В другом зале имеются огромные прямоугольные каменные пилоны, на которых вырезаны символические знаки в виде двойных топоров, употреблявшихся в религиозных ритуалах. В находившемся по соседству святилище богини со змеями найдено множество культовых принадлежностей. Здесь же, в западной части дворца, обнаружены административные архивы – сотни покрытых четкими письменами глиняных табличек, свидетельствующих о развитом и процветающем хозяйстве.
Юго-восточная часть дворца, ныне сильно разрушенная, частично использовалась в культовых целях. В руках царя, несомненно, была сосредоточена как политическая, так и религиозная власть. Северо-восточная часть здания была отведена под жилища ремесленников и мастерские каменотесов. Узкий проход, ведущий во двор с севера, украшал портик с колоннами, на задней стенке которого находился стуковый рельеф, изображавший быков почти в натуральную величину.
Восточное крыло дворца, террасами спускавшееся по склону, – по-видимому, к саду над ручьем, – служило жилищем царя. Здесь было не менее четырех этажей. С этажа на этаж вела широкая лестница в несколько маршей. Четыре марша сохранились хорошо, от пятого и шестого обнаружены следы. Жилые помещения каждого этажа состояли из двух основных комплексов, включавших несколько комнат. Больший, вероятно предназначавшийся для царя, включал просторный Зал двойных топоров, в который через широкий световой колодец проникали свет и воздух. Колонны в этом зале, как и на главной лестнице, были деревянными, установленными на каменных основаниях. Специальный коридор вел в меньший жилой комплекс, мегарон царицы, имевший зал с колоннами и скамьями, световой колодец и ванную комнату, в которой сохранилась терракотовая ванна. Извилистый коридор вел в уборную, куда была подведена вода, которая уносила нечистоты по трубе в ручей.
В некоторых из соседних раскопанных Эвансом домов обнаружены интересные фрагменты фресок и другие предметы. Особенно замечательны своими размерами и красотой два здания – т.н. Царская вилла на севере и Малый дворец на западе. Южнее, за ручьем, была открыта царская гробница с подземными облицованными камнем камерами. Обширные кладбища, включающие ямные и камерные могилы, обнаружены в 2–3 км к северу, а на морском берегу, почти в 6 км к востоку от Ираклиона, найдены следы портовых сооружений.
Важную роль в жизни местных жителей играла религия; они поклонялись различным богам – как под открытым небом, так и в крытых святилищах, причем особо почиталось женское божество, обычно изображаемое со змеями. Здесь процветали архитектура, живопись, скульптура и другие искусства; особым мастерством отличались резчики гемм и ювелиры, достигшие совершенства в обработке золота и серебра. Высокохудожественной и искусной была резьба по слоновой кости. Великолепные изделия создавали гончары. Найденная керамика является иллюстрацией последовательных стадий развития культуры – от эпохи неолита до позднеминойского III периода. Гончарный круг впервые вошел в широкое употребление в среднеминойский II период.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»