ВЕЛИКОВСКИЙ, ИММАНУИЛ
ВЕЛИКОВСКИЙ, ИММАНУИЛ (Velikovsky, Immanuel) (1895–1979), американский историк. Родился 10 июня 1895 в Витебске (Белоруссия) в семье известного гебраиста. Изучал право и древнюю историю в Московском свободном университете, медицину – в Харьковском и Московском университетах. После получения степени доктора медицины (1921) эмигрировал в Германию, где учился в Цюрихском и Венском университетах. Изучал психоанализ в Вене у Вильгельма Штекеля. В 1939 переехал с семьей в Нью-Йорк в надежде завершить работу над книгой Сновидения Фрейда (Dreams Freud Dreamed), в которой основное внимание было уделено Моисею, Эхнатону и Эдипу. В ходе исследований обратил внимание на один из ключевых памятников египетской письменности – папирус Речения Ипувера, египетского мудреца.
Египетский папирус, который его переводчик Алан Гардинер датировал концом эпохи Среднего царства, описывает ряд событий, практически идентичных «казням египетским», упомянутым в Книге Исхода. В числе этих бедствий – потоки крови, лавина камней и огня; загрязнение Нила, в котором вода стала зловонной и непригодной для питья; падеж скота и гибель урожая; наступление длительного периода тьмы, сопровождавшегося грохотом и свирепыми ветрами; бегство рабов, завладевших драгоценностями богатых египтян; и кульминация катастрофы – разрушительное землетрясение. Эти и другие поразительные совпадения между библейским и египетским текстами заставили ученого выдвинуть гипотезу, что рассказ в Исходе не был вымыслом или легендой, но представлял собой отчет об имевшей место катастрофе, сходным образом описанной египтянами и израильтянами.
В египетском и древнееврейском текстах описан катаклизм всемирного масштаба; вскоре поразительно сходные описания были обнаружены в преданиях других народов Европы, Азии, Океании, Африки и Нового Света. Все эти описания катастрофы, хотя и различались в деталях и мифологическом антураже, совпадали в двух главных пунктах: во-первых, кардинально трансформировалось положение Земли на орбите: «восток» и «запад» поменялись местами, а во-вторых, причиной катастрофы стало некое небесное «божество». О том, что ниспославшими катастрофу великими «богами» в действительности были планеты, недвусмысленно заявляли многие античные авторы начиная с Платона. Что касается конкретной планеты, то и здесь наблюдалось полное единодушие: на небосклоне возникла Венера. Поначалу она явилась в виде огромной «кометы», рожденной, как считалось, Юпитером. Она вызывала страх, и даже спустя тысячелетие люди (особенно в обеих Америках) старались ее умилостивить с помощью жертвоприношений. В конечном счете Венера утратила свойства кометы и перешла на стационарную орбиту. Впрочем, хотя еще Августин писал, что во времена Моисея и Иисуса Навина «яркая звезда Венера... изменила цвет, размер, форму и курс, чего не было никогда ни раньше, ни позже», Великовский, основываясь на относящихся к первому тысячелетию библейских, исторических, геологических и мифологических источниках, пришел к заключению, что прежде чем Венера стабилизировалась на своей нынешней орбите, она вплотную приблизилась к Марсу. Это вызвало смещение орбиты Марса и в период 776–687 до н.э. стало причиной ряда катастрофических сближений Марса и Земли.
Тезис Великовского о том, что «исход» действительно имел место в указанные в Библии сроки и совпал с завоеванием Египта племенами гиксосов, привел к кардинальному пересмотру хронологии. При сопоставлении Библии с традиционной историей Египта бросается в глаза, что египетские хроники ни в одном пункте не совпадают с библейскими текстами, в то время как библейские описания Египта не имеют аналогов в египетских хрониках (тот же парадокс наблюдается и при сопоставлении греческих и египетских хроник с 7 по 4 вв. до н.э.). Более того, попытки археологов синхронизировать египетские и местные хронологии в европейских странах и на Ближнем Востоке привели к возникновению локальных «темных веков» – растянутых на многие столетия периодов полного отсутствия памятников письменности и материальной культуры, равно как и признаков взаимодействия соседних культур до и после этого «провала в истории».
Пересмотр хронологии позволил заполнить «темные века» и синхронизировать множество событий. Так, выяснилось, что рассказ о путешествии египетской царицы Хатшепсут в Пунт детально совпадает с описанием посещения царицей Савской царя Соломона, а описание сокрушительного поражения Рамсеса II при Кадеше совпадает с описанием разгрома Нехо II в битве с Навуходоносором при Кархемише.
Гипотезы Великовского были изложены в четырех исследованиях – Столкновение миров (Worlds in Collision, 1950), Века хаоса (Ages in Chaos, vol. 1–3, 1952–1978), Земля в шоке (Earth in Upheaval, 1955) и Эдип и Эхнатон (Oedipus and Akhnaton, 1960). Хотя идеи автора вызвали большой интерес в научной среде, а его книга Столкновение миров долго оставалась в списках бестселлеров, концепцию Великовского отвергли почти все крупные астрономы и археологи-востоковеды.
Умер Великовский в Принстоне (шт. Нью-Джерси) 17 ноября 1979.
Великовский И. Тридцать дней и ночей Диего Пиреса на мосту святого Ангела. Париж, 1935
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»