ТРУБЕЦКОЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
ТРУБЕЦКОЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1863–1920), русский философ, правовед, общественный деятель. Родился в Москве 23 сентября (5 октября) 1863. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 защитил докторскую диссертацию Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в. Миросозерцание папы Георгия VII и публицистов – его современников. Профессор Киевского (1897–1905) и Московского университетов. Трубецкой – видный представитель религиозно-философской мысли, один из организаторов издательства «Путь» и Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева. К религиозной метафизике Трубецкой, так же как и его брат С.Н.Трубецкой, пришел под непосредственным и значительным влиянием Вл.Соловьева, с которым на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения. Среди философских сочинений Трубецкого – Философия Ницше (1904), История философии права (1907), Миросозерцание Вл.С.Соловьева (1913), Метафизические предположения познания (1917), Смысл жизни (1918) и др. Он был автором ряда блестящих работ о древнерусской иконописи: Умозрение в красках, Два мира в древнерусской иконописи, Россия в ее иконе. Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Умер Трубецкой в Новороссийске 23 января 1920.
В трудах Трубецкого нашли отражение основные принципы метафизики всеединства Вл.Соловьева. В то же время он принимал далеко не все в наследии основоположника российской метафизики всеединства и в своем фундаментальном исследовании Миросозерцание Вл.С.Соловьева глубоко критически оценивал пантеистические тенденции в соловьевской метафизике, католические и теократические увлечения философа.
Можно сказать, что радикальный онтологизм соловьевской метафизики всеединства существенно корректируется Трубецким, настаивавшим на определяющем значении и даже «первичности» метафизического познания. Своеобразный гносеологизм философии всеединства Трубецкого отчетливо выражен в первую очередь в его учении об Абсолютном, Всеедином сознании. Безусловное, абсолютное начало, по Трубецкому, присутствует в познании как «необходимая предпосылка всякого акта нашего сознания». Последовательно настаивая на «нераздельности и неслиянности» Божественного и человеческого начал, он следовал тем же принципам и при характеристике процесса познания: «Наше познание... возможно именно как нераздельное и неслиянное единство мысли человеческой и абсолютной». Полное же единство такого рода в человеческом познании невозможно, считал Трубецкой, и соответственно невозможно полное постижение абсолютной истины и абсолютного смысла бытия, в том числе человеческого бытия («в нашей мысли и в нашей жизни нет смысла, которого мы ищем»).
Идея Абсолютного сознания оказывается у Трубецкого своеобразной метафизической гарантией самого стремления к истине, оправдывает это стремление и в то же время предполагает надежду и веру в реальность «встречного» движения, в самораскрытие Абсолюта, в Божественную Любовь и Благодать.
Трубецкой Е.Н. Два зверя. М., 1918
Трубецкой Е.Н. Из прошлого. М., 1918
Трубецкой С.Е. Минувшее. Париж, 1989
Андрей Белый. Между двух революций. М., 1990
Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Философия»