ТОРКВЕМАДА, ТОМАС
ТОРКВЕМАДА, ТОМАС (Tomas de Torquemada) (1420–1498), основатель испанской инквизиции. Родился в 1420 в Вальядолиде (Кастилия) в христианской семье еврейского происхождения. Племянник известного теолога кардинала Хуана де Торквемады. В юности постригся в монахи; удалился в доминиканский монастырь в Вальядолиде. Ок. 1451 назначен приором монастыря Санта-Крус в Сеговии; занимал эту должность в течение 22 лет; прославился крайним аскетизмом. В начале 1470-х стал духовником кастильской инфанты Изабеллы, а после ее вступления на престол в 1474 – одним из ее самых доверенных советников; однако неизменно отказывался от предлагавшихся ему высоких церковных должностей, предпочитая оставаться простым монахом.
Римский папа Сикст IV (1471–1484) своей буллой от 1 ноября 1478 возложил на «католических королей» Фердинанда II Арагонского и Изабеллу I Кастильскую обязанность ввести в их землях институт инквизиции, но попытки выполнить папский указ оказались неудачными из-за высокой степени децентрализации государств Пиренейского п-ва. В этих условиях Сикст IV решил поручить эту миссию Т. де Торквемаде, пользовавшемуся как духовным, так и политическим авторитетом. 11 февраля он был назначен инквизитором-викарием, в августе 1483 – великим инквизитором Кастилии; 17 октября того же года его юрисдикция была распространена на Арагон. Как представитель папы и высшее должностное лицо инквизиции обладал правом делегировать свою власть другим инквизиторам по своему собственному выбору и рассматривать апелляции, направляемые в адрес Святого Престола. В 1486 Иннокентий VIII (1484–1492), а в 1494 Александр VI (1492–1503) еще более расширили его полномочия.
Уже в 1483 создал инквизиционные трибуналы в кастильских городах Вальядолиде, Севилье, Хаэне, Авиле, Кордове и Вилья-Реале, а в 1484 – в Сарагосе для всего Арагонского королевства. Учредил Высший совет – апелляционный орган из пяти членов. 29 ноября 1484 созвал в Севилье генеральную ассамблею испанских инквизиторов, где ознакомил их с разработанной им инструкцией из двадцати восьми статей, которой они обязаны были руководствоваться в своей деятельности; в 1485, 1488 и 1498 дополнил ее новыми положениями. Инструкция устанавливала порядок судебного делопроизводства и определяла способы получения признательных показаний, в первую очередь с помощью разнообразных пыток.
Воспользовавшись делом (по всей вероятности, сфабрикованным инквизицией) об убийстве в ритуальных целях несколькими иудеями мальчика-христианина из Ла-Гуардии, в начале 1492 убедил Фердинанда II и Изабеллу I заставить всех иудеев принять христианство; в противном случае они должны были покинуть пределы Арагона и Кастилии. Когда иудеи предложили Фердинанду II отменить это решение за «подарок» в 30 тыс. дукатов, лично явился во дворец и заставил короля отказаться от сделки.
Главным объектом преследований сделал иудеев (марранов) и мусульман (морисков), недавно принявших христианство, которых обвиняли (часто не без оснований) в неискреннем исповедании новой веры и в тайном отправлении запрещенных культов. По подсчетам историков, за время руководства им испанской инквизицией (1485–1498) было сожжено, как минимум, 2000 марранов, морисков, «еретиков» и «колдунов»; некоторые исследователи доводят эту цифру до 9000., а число всех казненных – до 17 000. Имя Т. де Торквемады стало символом жестокостей инквизиции.
Размах репрессий вызвал недовольство в высших светских и церковных кругах Арагона и Кастилии, но попытки умерить рвение Торквемады не увенчались успехом. Более того, великий инквизитор стал готовить процесс против ряда испанских епископов по обвинению в поощрении ереси, однако не получил поддержки Святого Престола.
Умер в Авиле 16 сентября 1498.
Иван Кривушин
Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада. СПб, 1993
История инквизиции, т. 3. М., 1994
Ян Гус; Мартин Лютер; Жан Кальвин; Торквемада; Лойола: Биографические очерки. М., 1995
Сабатини Р. Торквемада и испанская инквизиция. М., 1999
Льоренте Х.А. История испанской инквизиции. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Короли»