ТЕРМЫ
ТЕРМЫ античные. В Кносском дворце на Крите, относящемся к бронзовому веку (1-я половина II тысячелетия до н.э.), имелись переносные ванны из глины – для ног или сидячие, а также по меньшей мере один каменный бассейн для омовения ног путников. Большое количество встречающихся здесь очистительных бассейнов, а также очистительных помещений исполнены вполне в традициях бань, хотя в некоторых из них полы и стены неводоустойчивы, и надо полагать, что они использовались не для мытья, а для ритуального очищения или умащения. Позднее обычаи мытья вместе с употреблением переносных глиняных ванн проникли в материковую Грецию. Среди подсобных помещений дворца в Тиринфе (Пелопоннес) имеется настоящая ванная комната, с полом из громадной монолитной плиты, имеющей уклон для стока воды, а по стенам видны отверстия для подвески деревянных панелей. В той же комнате найдены обломки глиняной ванны.
В античной Греции широко применялось обливание – как водой, принесенной в кувшине из общественного источника, так и под струями таких источников. Сцены такого рода изображены на многих гидриях (кувшинах для воды). В число неотъемлемых принадлежностей гимнасиев (комплексов для атлетических занятий) входят круглые бассейны-купальни, в которые подавалась вода. Скорее всего, греческий гимнасий или палестра (здание при гимнасии для раздевания и мытья, имевшее еще и гимнастическую площадку) с их незамысловатыми банями и явились предшественниками усовершенствованных римских учреждений, которые изначально проектировались прежде всего для мытья, но затем стали включать дополнительные помещения для атлетических занятий и иных целей. Римляне мыслят возможным мытье исключительно в общественной бане (термах), а потому строительство этих зданий ведется полным ходом (к 4 в. н.э. в Риме было ок. 1000 терм). К концу республиканского периода римляне мылись в достаточно скромных условиях, но впоследствии, в эпоху империи, стремление властей угодить плебсу способствовало развитию терм. Благодаря наличию неограниченных водных ресурсов термы превратились в главное занятие и развлечение простого народа, а также в одно из наиболее утонченных наслаждений знати. Типичное устройство терм стало едва ли не самым характерным проявлением римской архитектуры. У Цельса (1 в. н.э.) имеются вполне профессиональные советы по лечебным водным процедурам. Конструкции терм посвящена 10 глава V книги труда Витрувия Об архитектуре (1 в. до н.э.). Витрувий, архитектор и инженер, посвятивший свой трактат Августу, дает здесь практические рекомендации относительно последовательности банных помещений, а также нагревательной системы терм с ее весьма примечательной особенностью – «подвесными полами». Вся последующая литература по архитектуре неизменно пользуется терминологией Витрувия (аподитерий – помещение для раздевания, кальдарий – горячее помещение в термах, тепидарий – теплое, фригидарий – холодное и т.д.).
Помпеи позволяют составить представление о последовательности ранних стадий в развитии терм как таковых. Вначале это было сравнительно примитивное устройство с виллы Мистерий, относящееся приблизительно к 150–100 до н.э. Затем идут Стабианские термы примерно того же периода, а далее – термы на форуме (после 80 до н.э.). Впоследствии два последних сооружения подверглись частичной модернизации, в них появились полые стены и пол для циркуляции горячего воздуха, который вместе с горячей водой поступал из центральной топки. Наконец, началось возведение задуманных с размахом Центральных терм, где должны были найти воплощение все новейшие идеи. К моменту катастрофы 79 н.э. они еще не были завершены.
История бань продолжается грандиозной последовательностью терм императорского времени в самой столице, прежде всего терм Тита, Траяна, Каракаллы и Диоклетиана. Повсюду мы наблюдаем движение от суровой простоты к роскоши и усложненности, от узких оконец – к широким оконным проемам, от непринужденного проекта – к строгой симметрии, от стесненности – к простору. Вместо экономной и практичной конструкции терм, когда помещения для мытья опирались на общую внешнюю стену, мы имеем здесь самостоятельное монументальное здание, располагающееся посреди обширной открытой площади, которая, как, впрочем, и основное здание, предназначалась не только для атлетических занятий и тренировок, но и – со всеми своими портиками, апсидами и библиотеками – предоставляла возможность для умственного и эстетического отдохновения, воспитания и общения. Некоторые из этих заведений превратились в подлинные музеи скульптуры.
Из Рима термы распространились по всем провинциальным городам, полностью сохраняя характерные черты римских бань: как Париж, так и Трир могут похвастать впечатляющими строениями эпохи империи. Более того, чуть не в каждом археологическом отчете о раскопках какой-либо римской виллы в Британии мы встречаемся с упоминанием гипокаустерия, традиционно римского способа обогрева банных помещений с помощью горячего воздуха, циркулирующего под полом и в полых стенах. Balnea (бани) названы Тацитом (Агрикола 21) в числе «пороков», которые наполовину романизированные бритты позаимствовали у своих завоевателей. Строительство общественных терм, особенно в небольших городах западной части империи, превратилось в самый популярный вид благотворительности и потому часто упоминается в надписях.
Потребность в решении проблем, с которыми столкнулись строители при возведении величественных залов с большими пролетами, а также расположенных в центре обогреваемых помещений с купольным сводом, вызвала к жизни наиболее значительные достижения римской архитектуры. В числе характерных особенностей терм Каракаллы в Риме – бетонные восьмиугольные купольные перекрытия со сферическими парусами. Это были первые шаги, которым было суждено великое будущее – как в центральных пространствах ранних и византийских христианских церквей, так и в эпоху Ренессанса и в формальной архитектуре сравнительно недавней эпохи. Тот же архитектурный прием мы обнаруживаем и в созданном Микеланджело куполе собора св.Петра в Риме, и в построенном К.Реном соборе св.Павла в Лондоне.
Петно Георгиев. Римские термы. София, 1984
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»