ЛИТТРЕ, МАКСИМИЛИАН ПОЛЬ ЭМИЛЬ
ЛИТТРЕ, МАКСИМИЛИАН ПОЛЬ ЭМИЛЬ (Littré, Maximilien Paul Emile) (1801–1881), французский философ, историк и филолог, представитель позитивизма. Родился 1 февраля 1801 в Париже в семье военного. В юности изучал медицину, проявлял интерес к филологии, в том числе к восточным языкам. После революции 1930 г., в которой Литтре принял участие, заинтересовался политикой, а позднее гуманитарными дисциплинами, в особенности историей идей. Осуществил издание полного собрания трудов Гиппократа (Oeuvres complètes d'Hyppocrate, 1839–1861, в 10 тт.), с обширным предисловием, и Плиния (2 т., 1858–1850); перевел Жизнь Иисуса Д.Штрауса (1839–1840). В 1840-х годах заинтересовался философией Конта и приложил энергичные усилия к распространению и пропаганде идей позитивистской философии науки во Франции. К этому периоду относится его книга О позитивной философии (De la philosophie positive, 1845). Свои работы Литтре публиковал, в частности, в республиканской газете «Националь» («National»), в которой сотрудничал в 1844 и в 1849–1851. Статьи, написанные им во время революции 1848 и опубликованные в этой газете, позднее составили книгу Охранительство, революция, позитивизм (Conservation, révolution, positivisme, 1852).
Как и Конт, Литтре не отождествлял позитивизм с атеизмом или материализмом, полагая, что позитивная философия позволяет разрешить конфликт между имманентным и трансцендентным, наукой и религией. Но, будучи убежденным сторонником Конта, он разделял не все его взгляды. В целом в контовской философии его интересовал собственно позитивизм, а не позитивная политика, которую Конт стремился вывести из своей концепции. Отчасти поэтому к 1851 связи Литтре с Контом ослабели, свою роль здесь сыграли политические разногласия. Приписывая позитивизму большое этическое и практическое значение, видя в нем эффективный инструмент развития наук, просвещения, искусства, средство улучшения нравов, Литтре полагал, что в контовской философии недоставало разработанной теории морали, эстетики и психологии, и считал необходимым восполнить этот пробел. (Религию человечества, предложенную Контом, он отвергал.) После смерти Конта Литтре опубликовал работы Речи о позитивной философии (Paroles de philosophie positive, 1859) и Огюст Конт и позитивная философия (Auguste Comte et la philosophie positive, 1863), где изложил свою концепцию позитивизма.
Другой сферой интересов Литтре была филология. В 1850-е годы он вместе со своим другом Луи Ашеттом подготовил и издал Словарь французского языка (Dictionnaire de la langue française), который оказал огромное влияние на развитие французской лексикографии и культуры в целом.
В 1867 Литтре основал «Журнал позитивной философии» («Revue de philosophie positive»), издававшийся до 1883. В 1871 стал членом Французской Академии наук. Был избран в палату депутатов (1871), позднее – пожизненным сенатором (1875); защищал республиканские взгляды.
Среди других его работ – Применение позитивной философии к системе правления (Application de la philosophie positive au gouvernement, 1849); Наука с философской точки зрения (La science au point de vue philosophique, 1873); Фрагменты позитивной философии и современной социологии (Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine, 1876).
Умер Литтре в Париже 2 июня 1881.
Ирина Блауберг
Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии. Берлин, 1865
Литтре Э. Конт и Милль. – В кн.: Тэн И. Об уме и познании, т. 2. СПб, 1872
Ответь на вопросы викторины «Философия»