ЛАПЕРУЗ, ЖАН ФРАНСУА
ЛАПЕРУЗ, ЖАН ФРАНСУА (La Pérouse, Comte de) (1741–1788), французский мореплаватель. Родился 23 августа 1741 в местечке Лего под Альби. Отец, Виктор Жозеф де Гало, принадлежал к древней альбигойской семье, получившей дворянство в 1558. В 1750–1756 учился в иезуитском коллеже Альби (ныне Коллеж Лаперуза), по окончании которого избрал военно-морскую карьеру. Чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, присоединил к фамилии имя де Лаперуз (так называлась семейная ферма). В ноябре 1756 поступил в Школу морских гвардейцев в Бресте, готовившую офицеров для военно-морского флота. Во время Семилетней войны служил с марта 1757 на боевых и транспортных судах; участвовал в операциях против англичан в Канаде и в патрулировании побережья Бретани. Во время сражения французского и английского флотов в заливе Киберон 20 ноября 1759 был ранен и попал в плен, но отпущен под честное слово. В перерывах между плаваниями продолжал обучение в Школе морских гвардейцев. По ее окончании 1 октября 1764 получил младший офицерский чин сублейтенанта. Служил на военно-транспортных судах, занимавшихся доставкой стратегических материалов и снаряжения. В сентябре 1766 впервые назначен капитаном корабля – транспорта «Адур», в ноябре того же года стал командовать транспортом «Доротея» (до мая 1768).
Летом 1770 переведен на боевой фрегат «Бель-Пуль». В мае-октябре 1771 на его борту совершил плавание в Вест-Индию (на о. Гаити). В апреле 1772 – декабре 1776 служил в Ост-Индии под началом губернатора Иль-де-Франса (совр. о. Маврикий). В этот период командовал военным кораблем «Сена»; по поручению губернатора осуществил с целью укрепления французского влияния две экспедиции в Индию: в мае 1773 – марте 1774 на ее юго-восточное, а в августе 1774 – мае 1775 на ее западное побережье; в ходе последней отразил нападение флота султана Махараштры и помешал правителю Малабара захватить французскую крепость Маэ. В сентябре 1776 получил под начало корабль «Ифигения» и участвовал в экспедиции на Мадагаскар для разрешения конфликтов среди жителей колонии, основанной в 1774 М.-А.-А.Бениовским в заливе Антонжиль.
По возвращении во Францию в мае 1777 стал лейтенантом и кавалером ордена Св. Людовика. В феврале-мае 1778 командовал корветом «Серен»; конвоировал транспортные суда и патрулировал побережье у о.Уэссан у западной оконечности Бретани. В 1778, после вступления Франции в войну против Англии (Война за независимость США), назначен капитаном корвета «Амазонка»; вместе с отрядом французских кораблей совершил успешный рейд вокруг Англии. В мае-июле 1779 участвовал в операциях французского флота в Вест-Индии, а в августе-сентябре того же года в военных действиях у берегов Северной Америки; в сентябре захватил английский фрегат «Ариэль». В 1780 принимал участие в разработке операции по переброске корпуса Ж.-Б.Рошамбо через Атлантику и в ее осуществлении (май-июль 1780). С декабря 1780, командуя фрегатом «Астрея», патрулировал побережье Массачусетса и у устья р. Св. Лаврентия; 21 июля 1781 при поддержке фрегата «Гермиона» разгромил британский конвой у о.Кейп-Бретон; получил чин капитана 1-го ранга. В январе-феврале 1782 участвовал в успешном нападении французского флота на о-ва Сент-Кристофер, Невис и Монтсеррат. В мае 1782 возглавил военно-морскую экспедицию в Гудзонов залив; в августе захватил и разрушил форт Принца Уэльского (у устья р.Черчилл) и форт Йорк (у устья р.Нельсон), но эпидемия, вспыхнувшая среди экипажа, заставила его вернуться в Европу.
После окончания войны предложил правительству план трехлетней научной экспедиции в Тихий океан для открытия и описания новых земель и уточнения данных о уже открытых, намереваясь превзойти достижения Дж. Кука. Людовик XVI ответил согласием и назначил его руководителем экспедиции (начало 1785). В подготовке плавания приняли участие Л.-А. де Буганвиль, первый француз, совершивший кругосветное путешествие, естествоиспытатель Ж.Л.Бюффон, химик А.Лавуазье.
1 августа 1785 экспедиция в составе двух кораблей «Буссоль» и «Астролябия» (командир П.А.М.Флерио де Лангль) отплыла из Бреста; на борту находилась группа ученых (астрономы, геологи, минералоги, ботаники, картограф), а также художники. Зайдя на о.Мадейра и Канарские о-ва (середина августа), корабли пересекли экватор (29 сентября) и в начале ноября вышли к о.Св. Катарины у южного побережья Бразилии. Предприняв безуспешную попытку найти гипотетический «Большой остров» в южной Атлантике, экспедиция в середине январе 1786 подошла к берегам Патагонии, а в начале февраля обогнула м. Горн и оказалась в Тихом океане. Сделав остановку в Талкахуане (Чили), она 19 марта покинула берега Южной Америки и в апреле достигла о.Пасха. В мае-июне экспедиция посетила Гавайские о-ва, открытые Дж. Куком, после чего направилась на север на поиски северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический. 23 июня корабли подошли к юго-восточному побережью Аляски в районе горы Св. Ильи. Однако Лаперуз отказался от поисков северо-западного пути и взял курс на юго-восток. Обследовав западное побережье Канады, он доплыл до залива Монтерей (сентябрь), а затем пересек Тихий океан и 3 января 1787 бросил якорь в Макао (Южный Китай). В феврале-апреле 1787 экспедиция посетила Филиппинские о-ва и о.Формоза (совр. Тайвань) и в начале мая двинулась на север. 21 мая она достигла о.Чеджудо у южного побережья Кореи, 25 мая, миновав Корейский пролив (через Западный проход), вышла в Японское море, пересекла его и 6 июня увидела северный берег главного японского острова Хонсю. 11 июня корабли подошли к Татарскому побережью (совр. Приморье) у м.Остовной. Проплыв вдоль него к северу, Лаперуз в начале июля повернул на восток и вскоре достиг земли, которую аборигены называли Тапшока; дал ей имя Сегальен, позже превратившееся в Сахалин. Узнав от местных жителей, что Сахалин – остров, отделенный от материка и Японии проливами, повел корабли на север: выяснил, что Татарский залив – на самом деле пролив, однако не решился пройти в Охотское море через его самую узкую северную часть и повернул на юг. Подойдя 11 августа к юго-западной оконечности Сахалина (назвал ее мысом Крийон; совр. м.Крилон), 12 августа миновал пролив между ним и о. Хоккайдо (совр. пролив Лаперуза) и оказался в Охотском море. В конце августа обследовал Курильские о-ва в поисках прохода в Тихий океан, а затем взял курс на Камчатку. 7 сентября бросил якорь у Петропавловска и был радушно принят местными русскими властями; во время стоянки получил известие из Парижа о присвоении ему звания коммодора и приказ отправиться в Австралию, куда британское правительство послало флотилию с целью ее колонизации. Решил идти в Австралию через центральную часть Тихого океана, надеясь обнаружить доселе неизвестные острова. Не найдя ничего, 21 ноября пересек экватор и 6 декабря достиг о-вов Самоа; в результате столкновения с аборигенами на о.Тутуила потерял часть экипажа, а том числе де Лангля. В конце декабря 1787 – начале января 1788 посетил о-ва Тонга и о. Норфолк. 23 января подошел к побережью Австралии южнее залива Брокен, а 26 января бросил якорь в заливе Ботэни, где встретил английские корабли. Построив форт на северном берегу залива (ныне пригород Сиднея, носящий имя Лаперуза). Решив продолжить путешествие, отправил во Францию сообщение о своем дальнейшем маршруте (Тонга – о. Новая Каледония – о-ва Санта-Крус – о.Новая Гвинея – пролив Торреса – Маврикий), 10 марта 1788 отплыл в восточном направлении и исчез.
В сентябре 1791 французское правительство, обеспокоенное отсутствием новостей о Лаперузе, отправило на его поиски экспедицию под командованием А.Р.Ж.Брюни д'Антркасто, усилия которой, однако, оказались безрезультатными (1791–1793). Только в 1827 ирландский мореплаватель П.Диллон обнаружил следы кораблекрушения на о.Виникоро в архипелаге Санта-Крус; в 1828 его открытие было подтверждено французским путешественником Ж.Дюмон д'Юрвилем. В 1960-х новозеландец Р.Дискомб, в результате подводных исследований, нашел в прибрежных водах останки погибших кораблей. Большинство ученых так реконструируют финальный этап путешествия: покинув залив Ботэни, Лаперуз посетил Тонга и Новую Каледонию и поплыл к о-вам Санта-Крус; у о.Ваникоро во время шторма его корабли разбились о рифы; часть команды «Буссоли» спаслась; столкнувшись с враждебностью местных жителей, французы возвели укрепленный форт, а затем построили небольшое судно и отплыли в неизвестном направлении, но погибли в открытом океане.
Роль Ж.Ф.Лаперуза в исследовании Тихого океана огромна, она сравнима с ролью Дж. Кука. Хотя он открыл мало новых земель, он значительно обогатить географические и этнографические знания европейцев о малоизученных землях, прежде всего о Татарском побережье, Сахалине и Курильских о-вах, а также доказал несостоятельность представлений о существовании многих гипотетических островов, нанесенных на старые карты. В отличие от ряда своих предшественников, он выступал как исследователь, а не как завоеватель, умел устанавливать контакт с аборигенами и никогда не выдвигал претензий на какие-либо территории, если они были населены.
Имя Лаперуза увековечено во многих географических названиях: его носят гора и ледник в юго-восточной части Аляски, пролив между Сахалином и Хоккайдо, залив на о.Мауи (Гавайи), горы в Тасмании и Новой Зеландии, бухта в Гудзоновом заливе. В Альби и Сиднее есть музеи Лаперуза, ему поставлены памятники на родине и на месте его гибели. В его честь было названо несколько кораблей французского флота.
Иван Кривушин
Dunmore О. Pacific explorer: the life of Jean-François de La Pérouse, 1741–1788. John Palmerston North; Sydney, 1985
Bellec F. La généreuse et tragique expédition Lapérouse. Rennes, 1985
Fragmens du dernier voyage de La Pérouse: facsimile & translation in two volumes. Canberra, 1987
Guillou J. Peter Dillon, capitaine des mers du Sud: le découvreur des restes de La Pérouse. Beauvoir-sur-Mer, 2000
Лебедев Н.К. Завоевание Земли. Великие географические открытия от Одиссея до Лаперуза. М., 2002
Ответь на вопросы викторины «Африка»