КОРИНФ
КОРИНФ, город в Греции на западной оконечности Коринфского канала, в 5 км от античного города, именуемого теперь Старым Коринфом. Гавань Коринфа – центр экспорта коринки (мелкого изюма без косточек), цитрусовых и оливкового масла. В 1998 в городе насчитывалось чуть менее 30 тыс. жителей.
Античный город обязан своим возвышением трем физико-географическим факторам. Во-первых, положение на Коринфском перешейке, отделявшем Пелопоннес от остальной Греции, давало городу возможность контролировать проход через эту узкую полоску земли и в то же время организовать волок для кораблей, осуществлявших сообщение между Эгейским и Адриатическим морями, которым было нежелательно плыть вокруг Пелопоннеса. Во-вторых, крутой отдельно стоящий холм Акрокоринф, у подножия которого был построен город, обеспечивал жителям надежное убежище в случае войны. В-третьих, здесь имелось несколько обильных водных источников.
Коринф – одна из наиболее древних областей Греции. Первые жители, вероятно, явились морем с востока не позднее 4000 до н.э., и здесь выросло процветающее неолитическое поселение, располагавшееся вокруг невысокого холма, на котором был впоследствии возведен храм Аполлона. Первые обитатели были отличными гончарами, умели делать из кремния и обсидиана острые режущие инструменты и вытесывать каменные и глиняные фигурки, которые служили объектами поклонения.
Новая волна переселенцев появилась ок. 3000 до н.э., вероятно, снова с востока. С ними в деревенский быт были привнесены новые навыки и стремление к роскоши. Еще до своего появления здесь пришельцы научились пользоваться металлом. Через 1000 лет, ок. 2000 до н.э., Коринф, как и всю Грецию, постигла катастрофа – на этот раз, сметая все на своем пути, сюда явились, по всей вероятности с севера, носители еще одной культуры, более грубой и менее художественной. Древнее поселение прекратило существование, и на протяжении следующих 600 лет местное население обитало в маленьких деревеньках, разбросанных по прилегающей территории.
К 1400 до н.э. часть поселенцев вернулась на хорошо орошаемые склоны горы, и в последующие столетия происходил рост вновь появившегося здесь города. Едва ли не единственные остатки этого периода происходят из захоронений, поскольку ни домов, ни памятников, ни общественных сооружений не сохранилось. На заре письменной истории Коринф был развивающимся, растущим вширь городом. Отсюда выводились колонии как на север Греции с обеих сторон Балканского полуострова (например, Коркира), так и на далекую Сицилию (Сиракузы). Основными статьями вывоза были изделия из бронзы, ткани, а также керамика и черепица. На протяжении всей античности Коринф слыл богатым городом, особенно по части веселого времяпрепровождения и мотовства. Поэтому бытовала пословица: «Не всякому дано побывать в Коринфе». Знамениты были здешние гетеры, а также рабыни при храме Афродиты, служившие богине своим телом.
Городом управлял могучий род Бакхиадов, но ок. середины 7 в. до н.э. его сверг местный вождь Кипсел. Кипсел основал династию правителей, самым прославленным из которых стал его сын и преемник Периандр (один из Семи мудрецов) – при нем Коринф достиг вершины власти и богатства. Хронология этого периода остается спорной; вероятно, Периандр правил с 625 по 585 до н.э. Его племянник Псамметих, третий представитель этой династии, продержался у власти лишь три года и был убит, после чего наступил период упадка.
К 6 в. до н.э. экономическому и морскому могуществу Коринфа уже угрожали Афины. Важное для Коринфа гончарное производство пришло в упадок, торговля с Востоком и Западом ослабела. В результате выросли зависть и ненависть к Афинам. В войнах с Персией Коринф играл незначительную роль, и на всем протяжении 5 в. до н.э. он был союзником Спарты, используя свое влияние для разжигания войны против Афин. Но в конце 5 в. до н.э., после ослабившей Афины Пелопоннесской войны, Коринф объединился с недавними врагами, в том числе с Афинами, стремясь сокрушить могущество Спарты (т.н. Коринфская война 395–387 до н.э.).
После разгрома сопротивлявшихся македонской экспансии греческих государств при Херонее (338 до н.э.) Коринф сделался сборным пунктом нового общегреческого союза во главе с Македонией. В 337 до н.э. было объявлено о принципах нового устройства и подготовке похода против Персии. При македонянах для Коринфа начался новый период процветания. В течение двух десятилетий (243–224 до н.э.) коринфяне, вырвавшиеся из-под господства Македонии, состояли членами Ахейского союза, но вскоре Македония вновь завладела городом, и на этот раз ее власть продержалась до начала 2 в. до н.э. В 196 до н.э. Рим провозгласил независимость Греции, поставив Коринф во главе нового Ахейского союза. 50 лет спустя (в 146) этот процветающий город восстал против римского господства и был беспощадно наказан. Римский полководец Луций Муммий предал смерти коринфских мужчин, а женщин и детей продал в рабство. Некогда цветущий город погиб вместе со своим искусством и своей роскошью. Часть его территории досталась Сикиону, а остальная земля отошла римскому государству.
В 44 до н.э. Юлий Цезарь восстановил Коринф как римскую колонию, назвав ее в свою честь Laus Julia Corinthus, т.е. «Коринф, Юлиева слава». Некоторые поселенцы были италийцами, большинство – греками, среди последних, несомненно, были и потомки тех коринфян, которые 100 годами прежде подверглись изгнанию и были обращены в рабство.
В 1 в. н.э. Коринф представлял собой полностью романизированный город, его реконструкция сознательно воспроизводила план метрополии на Тибре. Коринф стал столицей Ахайи, римской провинции, охватывавшей южную Грецию, и в эту эпоху Коринф вновь выдвинулся вперед, затмевая все прочие города Эллады, в том числе Афины.
Среди национальных меньшинств, привлеченных в Коринф его богатством и размахом торговли, была и большая еврейская колония. Вероятно, в 50 н.э. к этой колонии присоединился апостол Павел, который прибыл с севера Греции, посетив несколько городов Македонии и Афины. В Коринфе Павел начал миссионерскую деятельность среди евреев, которые вскоре обратились к римским властям с жалобой на него; именно здесь апостол решил впредь обращаться с проповедью не к своему народу, но стать апостолом язычников. Полтора года Павел оставался в Коринфе, занимаясь изготовлением палаток и проповедуя новую религию. Уезжая, Павел оставил в Коринфе быстро растущую христианскую общину, к членам которой позднее обратился с двумя Посланиями.
Во 2 в. Коринф, как и вся Греция, процветал при благосклонном правлении императора-грекофила Адриана. С развитием собственной промышленности и искусства латинский облик города понемногу менялся. Современный писатель оценивал количество городских рабов в 400 тыс., так что, вероятно, общая численность населения приближалась к одному миллиону. Вместе со всем античным миром Коринф вступил в период упадка, начавшийся во 2 в. и продолжавшийся несколько веков.
В начале нашей эры Коринф несколько раз пострадал от землетрясений и нашествий варваров. Беспокойное северное племя герулов причинило городу серьезный ущерб в 267, а готы Алариха разорили его в 395. Двадцатью годами ранее Коринф пережил одно из самых жестоких в истории Греции землетрясений. Эти несчастья ускорили общий упадок, сопутствовавший концу языческой цивилизации. В 6 в. при императоре Юстиниане город прошел через период кратковременного возрождения, поскольку Юстиниан восстановил часть старых домов, разрушенных землетрясениями. О следующих трех столетиях в истории Коринфа ничего не известно.
В Средние века Коринф имел значение главным образом из-за крепости на Акрокоринфе, часто переходившей из рук в руки: в разные эпохи она принадлежала византийцам, норманнам, франкам, венецианцам и туркам. Город просуществовал до 1858, когда он был разрушен новым землетрясением. После этого в 5 км к востоку был основан Новый Коринф.
См. также ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Развалины.
В ходе раскопок Коринфа удалось выявить небольшой участок в самом центре города и несколько меньших площадок на окраинах. Столетия город лежал под наслоениями, достигавшими кое-где толщины 10 м. Семь колонн архаического храма, высеченные в скале цистерны фонтана Главки, и несколько разбросанных руин римского периода – вот все, что виднелось на поверхности в том месте, где когда-то раскинулась одна из крупнейших столиц мира.
Стены античного города, соединявшиеся со стенами Акрокоринфа и тянувшиеся по равнине до Коринфского залива, имели общую длину ок. 16 км. Две городские гавани – Кенхреи на Сароническом заливе с восточной стороны Истма и Лехей на берегу Коринфского залива – соединялись непосредственно с центром города двумя дорогами. Северный, со стороны Лехея, въезд в город представлял собой мощеную дорогу с крытыми пешеходными тротуарами по обеим сторонам, вдоль которых то и дело попадались статуи, памятные колонны и разнообразные памятники меньшего размера. Где-то восточнее дороги, близ больших общественных бань, дара Коринфу от богатой спартанской семьи Эвриклидов, стоял памятник с аллегорическими статуями семи римских холмов. Далее к югу находился перибол Аполлона, открытый двор, окруженный колоннадой. В юго-восточном его углу имелся выход к фонтану Пирены. В греческий и римский периоды это сооружение несколько раз переделывалось. По западную сторону Лехейской дороги напротив бань размещался большой рынок, окруженный небольшими лавочками, и еще шестнадцать лавок примыкали к дороге южнее. В западу от них обнаружены остатки более раннего коммерческого заведения, возможно, относящегося к 5 в. до н.э., а над ними – скудные остатки римской базилики, вход в которую был обращен на юг.
Чтобы попасть с Лехейской дороги наверх, на агору или рыночную площадь, надо было подняться по мраморной лестнице и миновать ворота в виде триумфальной арки с двумя бронзовыми квадригами наверху, которыми управляли Солнце и его сын Фаэтон. Агора в ее теперешнем виде восходит к римской эпохе, но возникала она под значительным влиянием прежних греческих зданий, многие из которых до сих находятся под наслоениями римской эпохи. Наиболее значительной из находок следует считать Священный источник справа от выхода на агору, дошедший без каких-либо перемен от 4 в. до н.э., и основание апсидного храма. Вырубленный в скале проход и водный канал вели под землей с террасы к краю архаического алтаря внутри храма. Все это было частью культа мистерий, в ходе которых священная вода из источника могла «превращаться в вино». Канал, по которому вода поступала в святилище, проходил по восточной оконечности Греческого рынка, где были найдены также две относящиеся к 4 и 3 вв. до н.э. линии старта для скачек на колесницах.
То, что открывается посетителю Коринфа сегодня, – это город времени апостола Павла и более поздних эпох. Над открытой площадкой нижней, северной, части агоры господствовало выдающееся сооружение, трибуна, возведенная как бы в ответ на римские ростры. Мраморные украшения с нее ныне утрачены, но когда-то это было одно из самых великолепных зданий Коринфа. Попасть в него можно было с юга через проход с тремя разделенными пилонами проемами. По обе стороны имелись служебные помещения с лестницами, ведущими на более высокий уровень, к муниципальной агоре на юге. Именно на этом сооружении стоял апостол Павел, когда ему пришлось защищать себя самого и свою веру перед римским прокуратором Галлионом.
Северо-западная сторона нижней агоры обрамлялась лавками с колоннадой перед ними. Позади них располагаются развалины северо-западной стои, построенной в эпоху македонского господства. Между этим строением и Пропилеями, высоко над уровнем засыпанного Священного источника, во 2 в. н.э. был построен Портик пленников, где колоссальные фигуры пленных варваров поддерживали мраморные балки второго этажа.
С востока на нижнюю агору выходила крупная римская постройка, которую тридиционно именуют Юлиевой базиликой, где были найдены мраморные статуи Августа и членов его семьи. Южнее стояло здание меньшего размера, в котором в римскую эпоху, возможно, хранился городской архив. Его фасад, обращенный на запад, имел колоннаду из 13 коринфских колонн.
С юга агора замыкается развалинами колоссальной (длина 165 м) Южной стои, построенной в 4 или 3 вв. до н.э., но много раз перестраивавшейся в римскую эпоху. Первоначально она состояла из двойной колоннады – 71 дорической колонны снаружи и 34 ионических колонн в глубине. В задней части этого здания в два ряда размещались лавки, по 33 помещения в каждом ряду. Во всех помещениях переднего ряда, за исключением двух, было по колодцу глубиной в 10 м. Колодцы эти соединялись с подземными каналами, питавшими источник Пирену. Вероятно, эти колодцы использовались также в качестве погребов для вина и хранения скоропортящихся продуктов.
Площадь, занятая лавками, в римскую эпоху использовалась для размещения административных зданий, в том числе местного сената. Далее к югу – развалины большого здания типа базилики, датируемого 1 в. н.э. Как и Юлиева базилика, оно было украшено статуями императоров и членов их семей.
С юга на агору ведет мощеная дорога, выходящая к центру стои, другая дорога выходит на агору с западного конца того же здания. Западную часть агоры занимал ряд небольших зданий римского периода, идентифицируемых (с юга на север) как храмы Тихе, Всех богов, Геракла, Посейдона, Аполлона и Гермеса. На северном краю этого ряда возвышался округлый в плане монумент, исполненный в коринфском ордере, дар Баббия Филина. По находившейся позади храмов монументальной лестнице, с колоннадами с обеих сторон, за которыми находились лавки, можно было подняться на другую открытую площадку, над которой высился храм римской эпохи.
От западной оконечности агоры начиналась дорога, которая вела на северо-запад, к Сикиону. По восточную сторону хорошо различимы развалины архаического храма, идентифицированного (возможно, ошибочно) как храм Аполлона. С противоположной, т.е. западной, стороны Сикионской дороги посреди двора, окруженного колоннадой, стояло небольшое здание римской эпохи. Возможно, это храм «Геры на скалах», примыкавший к развалинам архаического источника Главки, целиком высеченного в монолитной скале.
Далее на северо-запад находятся руины Одеона, небольшого крытого театра, который был первоначально построен в 1 в. н.э., а во 2 в. был перестроен и украшен Иродом Аттиком, богатым афинским меценатом и философом. Окруженным колоннадой двором Одеон соединяется с верхним ярусом театра гораздо большего размера. Театр возведен в 4 в. до н.э., впоследствии римляне несколько раз его перестраивали. В эпоху Августа нижний ярус сидений был удален, и театр превратился в арену гладиаторских боев. Много лет спустя римляне превратили театр в большой пруд для поединков гладиаторов с морскими животными.
Далее к северу, на самом краю лежащего ниже Коринфа плато, находятся развалины святилища Асклепия и источник Лерна, которые вместе образовывали комплекс, посвященный искусству врачевания и культу бога-целителя Асклепия. Большая часть развалин относится к 4 в. до н.э., когда благодаря Гиппократу в Греции пробудился интерес к медицине.
Другие развалины были найдены поодаль от города. В 1,5 км к западу обнаружен квартал горшечников 6 и 5 вв. до н.э., а немного далее к северу – остатки великолепного римского дома с хорошо сохранившимися мозаичными полами. В 1 км к востоку от города найдены развалины фабрики, производившей знаменитую коринфскую черепицу. Римский амфитеатр, единственный пример сооружения этого типа в Греции, находился еще дальше к востоку на верхнем плато, а неподалеку от него, возле Кенхрейских ворот в городской стене – церковь времен раннего христианства.
Развалины города, раскопанные за последние 70 лет, подтверждают значение Коринфа как торгового и промышленного центра периода античности. Трижды в разные периоды – в 7 и начале 6 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. и в 1 в. н.э. – Коринф становился основным центром деловой активности восточного Средиземноморья.
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»