ИГОРЬ, КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ
ИГОРЬ (?–945) – князь киевский (с 912), фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – Повести Временных лет – сын Рюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др.
Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань). Согласно русской летописи, в 913 женился на Ольге, псковитянке из знатного рода, возможно варяжского (по одной из легенд ему избрал ее Олег в 903, по другой – он сам встретил ее на речном перевозе во Пскове). В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.
Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915, они пять лет не тревожили русских, но с 920, как пишет составитель Повести Временных лет, начали вновь вторгаться в просторы Руси.
В 941 князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.
Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси[чах] без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911) в русской истории. Договор 944 устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли [какой-то правитель вражеской земли] хотети начнеть наше царство от нас [отъимати], да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…»
Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под 944 в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор 944 назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства.
После похода 944 князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!». После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. По сведениям летописи, за смерть мужа Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежания подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани).
К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова. Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. Согласно русской летописи, ребенок был совсем мал в год гибели отца и едва мог держаться на коне. Высказывались сомнения в том, что Игорь был отцом Святослава (Л.Н.Гумилев).
Идея сближения, сплочения и объединения славянских народов, «прочтенная» в истории древнерусских походов и сражений начала 10 в. в русских летописях современным скульптором Н.Можаевым, художником В.Горбулиным и архитектором М.Поздняковым, положена в основу композиции, посвященной князю Игорю и возведенной в 2003 над рекой Северный Донец на Луганщине (Украина).
Лев Пушкарев
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949
Повесть временных лет, тт. 1–2. М. – Л., 1950
Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси: IX – первая половина X в. М., 1980
Серяков М.Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»