ГУ ЯНЬУ
ГУ ЯНЬУ, Гу Тинлинь. Гу Нинжэнь (1613–1682), китайский философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критическому направлению – пу сюэ («учение о естестве», «конкретное учение») в идеологии периода правления династии Цин (1644–1911).
Родился 15 июля 1613 в Куньшане провинции Цзянсу. Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчжурскими завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу – «Пламенный воитель». Отказывался от карьеры при маньчжурском владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Умер 15 февраля 1682 в Цюйво провинции Шаньси. Идейное наследие Гу Яньу заключено главным образом в двух сборниках разнотемных произведений: Собрании прозы [Гу] Тинлиня (Тинлинь вэнь цзи) и Записях ежедневных познаний (Жи чжи лу).
Неспособность Китая противостоять иноземцам Гу Яньу объяснял порочностью господствовавшей идеологии – неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ1), которое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Гу Яньу выступал за изучение и восстановление «подлинного» конфуцианства («учения совершенномудрых» – шэн сюэ) в древнейшем ортодоксальном истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Поэтому порожденное Гу Яньу идейное направление стало называться также «ханьским учением» (хань сюэ). Для его возникновения основное значение имело введение Гу Яньу новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирической обоснованности и практической применимости знания в общем онтологическом плане Гу Яньу выводил из того, что «для дао нет места вне орудий (ци2)», т.е. вне конкретных явлений действительности. «Путь-учение (дао) совершенномудрых» он определял двумя формулами Конфуция: «расширение познаний в культуре (вэнь)» и «сохранение чувства стыда в своих поступках» (Лунь юй, VI, 25, XII, 15, XIII, 20), – объединяя таким образом гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме «законы или люди» Гу Яньу определяющим считал человеческий фактор: обилие юридических норм пагубно, ибо заслоняет мораль. «Выправления людских сердец и улучшения нравов» можно достичь посредством свободного выражения общественного мнения – «чистосердечных обсуждений» (цин и). Гу Яньу полагал, что в период с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Восточной Хань (25–220), особенно в период правления ее основателя Гуаньу-ди (25–57).
Вместо традиционной концепции политической власти, соотносящей императора и чиновников как «тело и члены», Гу Яньу предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба, т.е. императором (Жи чжи лу, цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политической структуры он считал межличностные, прежде всего кровнородственные отношения. Приблизился к различению общества (Поднебесная) и государства. Гибель государства – смена династии, гибель Поднебесной – утрата моральных норм до такой степени, что «люди готовы пожирать друг друга» (слова из Мэн-цзы). Ревизуя формулу конфуцианского канона Да сюэ, умение сохранить Поднебесную Гу Яньу считал гарантом умения упорядочить государство. В социально-экономической сфере выступал с позиций конфуцианского антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных – «мнимых» – денег. Главной целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. считал не экономическое благосостояние, а социально-политическую стабильность.
Власов Л.С. К характеристике «хо хао» – термина экономической мысли Китая (по материалам «Цянь лян лунь» Гу Яньу, XVII в.). – В кн.: Вопросы истории Китая. М., 1981
Кобзев А.И. Китай. – В кн.: История политических и правовых учений. XVII–XVIII вв. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»