ГУЙГУ-ЦЗЫ
ГУЙГУ-ЦЗЫ. «Учитель из Ущелья навей». Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: «школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [политических связей]»), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже.
Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455–536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764–1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех «свитков» (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение – Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине – два «свитка»), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан (Сокровищница дао). В «Каталоге к Дао цзану» (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2–1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзун-хэн цзя – Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что Гуйгу-цзы – это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), который, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы.
Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего – единое дао, материальное («пневменное» – ци1) и «принципосообразное» (ли1), но «телесно» (син2) не оформленное исходное состояние которого названо «утонченным духом» (шэнь лин). Высшая закономерность дао – циркулирующий («обратный» и «перевертывающийся» – фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания – Неба (тянь) и Земли (ди [2]), инь1 и ян1, «продольно-вертикального» (цзун) и «поперечно-горизонтального» (хэн) – обобщены в оригинальных категориях «открывание» (бай) и «закрывание» (хэ2), которые вместе с аналогичной парой «ли» (синоним «бай») и «хэ2» из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели «открывание – закрывание» служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином «возносящие клещи» (фэй цянь), давшим название гл. 5. Но, «чтобы знать других людей, надо знать самого себя». Поэтому овладение и собой, и другими предполагает «достижение глубин сердца (синь1)» – «хозяина духа». «Дух» (шэнь1) является главным среди пяти «пневм» человека; остальные четыре – «горняя душа» (хунь), «дольняя душа» (по), «семенная душа» (цзин3), «воля» (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) «рождаются» от «реалий» (ши2), а «реалии» – от «принципов» (ли1). Совместно выражая чувственные свойства (цин2), «имена» и «реалии» взаимозависимы, и «принципы» «рождаются» от их гармоничного «благоустройства» (дэ1).
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»