ГУДЗОН (ХАДСОН), ГЕНРИ
ГУДЗОН, ГЕНРИ (Hudson, Henry) (ок. 1565–1611), также Хадсон, английский мореплаватель.
Точное место и дата его рождения неизвестны, однако в документах того времени он значится как «Генри Гудзон, англичанин». Достоверные факты его биографии относятся лишь к последним четырем годам жизни – с апреля 1607 по июнь 1611. Впрочем, Гудзон приобрел репутацию опытного мореплавателя еще до 1607, когда ему было поручено возглавить экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс. Средства были предоставлены английской Московской компанией, основанной в 1555 Себастьяном Каботом и еще одним Генри Гудзоном (вероятно, однофамильцем). 1 мая 1607 Гудзон отплыл на корабле «Хоупвелл» из Грейвсенда с командой из 10 человек и сыном-подростком Джоном. В июне судно добралось до берега Гренландии; не обнаружив прохода на север, Гудзон поплыл на восток и 27 июня достиг Шпицбергена (Свальбарда). Он безуспешно пытался пробиться дальше на восток через ледяные поля, однако 15 сентября ему пришлось повернуть назад. По пути Гудзон случайно открыл остров Ян-Майен, который назвал Хадсонс-Тачс. Второе путешествие Гудзон совершил также на средства Московской компании с целью открытия прохода в Китай между Шпицбергеном и Новой Землей; однако снова не смог пробиться сквозь льды.
Похоже, эти две неудачные попытки отбили у Московской компании желание найти более короткий торговый путь в Китай. В 1609 Гудзон заключил контракт с голландской Ост-Индской компанией, желавшей найти проход на Дальний Восток севернее Новой Земли. Гудзон вышел из Амстердама в апреле 1609 на корабле «Хаф-Мун». После того как они обогнули мыс Нордкап в Норвегии, команда, не выдержав суровых погодных условий, взбунтовалась, и Гудзон предложил морякам на выбор – искать проход через Девисов пролив либо плыть к американскому побережью вдоль 40° с.ш., где, судя по записям и картам, предоставленным капитаном Джоном Смитом из Виргинии, существовал проход на запад. Команда приняла последний план. Достигнув в начале июля Ньюфаундленда, Гудзон направился на юг до Чесапикского залива, затем повернул на север, вошел в реку Делавэр, но вскоре повернул назад и проследовал вдоль берега Нью-Джерси до бухты Лоуэр-Бей (на побережье которой расположен современный Нью-Йорк). Простояв на якоре у Санди-Хука 12 дней, вошел в пролив Нарроус, поплыл вверх по реке, ныне носящей его имя, и дошел до того места, где теперь находится Олбани. На лодках Гудзон двинулся дальше на север, возможно в район Троя, все еще надеясь найти проход в южные моря. 4 октября 1609 «Хаф-Мун» направился в Англию с намерением ненадолго остановиться там перед возвращением в Голландию. Однако после того, как Гудзон причалил в Дартмуте, ему приказали не покидать Англию. Тем не менее «Хаф-Мун», а также отчеты и карты Гудзона были переданы голландской Ост-Индской компании, которая уже в следующем году развернула торговлю в районе реки Гудзон.
Четвертое и последнее плавание Гудзона было предпринято в интересах группы лондонских купцов и предпринимателей. Отплыв из Лондона 17 апреля 1610 на парусном судне «Дискавери» с намерением открыть Северо-Западный проход в Тихий океан, Гудзон в июне увидел берега Гренландии, а в июле прошел через пролив, названный впоследствии его именем. В августе он открыл Гудзонов залив, где в течение многих недель безуспешно пытался найти проход в Тихий океан. В конце концов его корабль вмерз в лед. Команда организовала заговор против Гудзона. В июне 1611, через три дня после освобождения судна из ледового плена, мятежники посадили Гудзона с сыном Джоном и семью верными ему членами команды в небольшую шлюпку. «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца, Гудзон и его спутники погибли.
Моуэт Ф. Испытание льдом. М., 1966
Ответь на вопросы викторины «Государственные флаги»