ФИЛОФЕЙ
ФИЛОФЕЙ – русский писатель и публицист первой половины 16 в., игумен Трехсвятительского псковского Елеазарова монастыря.
Известен как автор посланий к в.кн. Василию III Ивановичу, к царю Ивану IV Грозному, к псковскому дьяку М.Г.Мисюрю-Мунехину, а также к «некоему вельможе, в мире живущему».
По предположениям историков, принимал участие в составлении Псковского летописного свода 1547 и ряда др. рукописных посланий. По взглядам был близок к иосифлянам, защищал права церкви на владение землями и имуществом. Резко выступал против астрологических предсказаний Николая Немчина и против астрологии вообще, отстаивая позиции православного вероисповедания и провиденциализма. В своих посланиях касался и многих местных псковских дел и проблем, в частности – присоединения Пскова к Москве (1510).
Главную известность получил благодаря разработанной им идее преемственности московскими князьями власти от Рима и Византии. Яркое литературное оформление эта идея получила в сформулированной им теории «Москва – третий Рим», изложенной в послании в.кн. Василию III в 1510–1511. Исходя из библейского мотива богоизбранности некоторых народов и преемственности царств, Филофей рассматривал историю человечества как историю трех мировых царств и, соответственно, трех богоизбранных народов.
Первыми в его списке выступали римляне и их «старый Рим», павший под ударами ост-готов в 476 н.э., вторыми – византийцы с их «новым Римом» (Константинополем). Как считал Филофей, падение их «Рима» произошло в связи с утратой Византией истинного православия. В результате, утверждал Филофей, после взятия Константинополя турками в 1453 на земле осталась лишь одна истинно христианская страна – Русское царство, единственный богоизбранный народ – живущий на его территории. Он писал: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии». Таким образом, Филофей обосновывал всемирно-историческое значение русского правителя, единственного во вселенной «святой православной веры содержателя» и Москвы как политического и церковного центра, который будет «стоять» («по сем чаем... ему же несть конца»).
Теория его была созвучна интересам русской церкви и великокняжеской (позднее – царской) власти. Она была развита не только и в официальной документации, но и в общественной мысли (Повесть о зачале Москвы, Повесть о белом клобуке). И церковь, и власть связывали суверенность Русского государства с проблемой «чистоты православия». Теория Филофея обосновывала неограниченную власть монарха в деле «собирания земель» и обеспечения целостности России и в качестве таковой верно служила идеологам державности не только в 16 в., но и в эпоху складывания Российской империи (18 в.). По сути, идея преемственности державной власти и Москвы как центра славянской и православной державности, сформулированная Филофеем, использовалась некоторыми идеологами даже в 20 столетии – как обоснование преемственности Московии, Российской империи, а затем и СССР в деле создания всеславянского православного единства. Однако по этой концепции развал СССР в 1991 и был концом «третьего Рима», после которого уже «четвертого не быти».
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901
Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике 15-я начала 16 века. М. – Л., 1960
Ответь на вопросы викторины «Короли»