ЭЛЕВСИН
ЭЛЕВСИН, город в Греции. В античности это был третий по величине, после Афин и Пирея, город Аттики, но прославленным и знаменитым во всей Греции его сделали в первую очередь Элевсинские мистерии и практиковавшийся здесь культ Деметры и Персефоны. Согласно традиционным представлениям, легендарный Тесей, который сплотил вокруг Афин всю Аттику, покорил также и Элевсин. Однако в 7 в. до н.э. город сохранял независимость и имел собственных царей. Плодородие почвы и местоположение (на дороге, связывающей Афины с Пелопоннесом), а также культовое значение превратили Элевсин в оплот афинского могущества. Здесь родился первый из великих греческих трагиков, Эсхил (525 до н.э.).
Миф и культ.
Древняя история Элевсина неразрывно связана с мифологией и возникновением мистерий. Владыка подземного мира Аид похитил Персефону, дочь великой богини Деметры, и унес ее к себе. Охваченная скорбью и гневом, Деметра покинула Олимп и отправилась странствовать по земле в поисках Персефоны. В облике старухи она явилась в Элевсин, где ее принял царь Келей. В благодарность за оказанное гостеприимство богиня обучила жителей Элевсина искусству земледелия и учредила священные мистерии, сулившие тем, кто в них участвовал, счастье в земной жизни и блаженство в потустороннем мире. Священнодействие, справлявшееся два раза в год, весной и осенью, соответственно на Малых и Великих мистериях, в основе своей было обрядом плодородия. Миф о Персефоне, вынужденной проводить треть года в подземном царстве у своего супруга, а остальное время – с матерью в нашем солнечном мире, тесно связан с вегетативным циклом роста и увядания.
Мистерии восходят к седой древности, возможно, они возникли еще до прихода греческих племен ок. 2000 до н.э. Доступ к культу для посторонних открылся после того, как святилище перешло в руки афинян, и через них к мистериям приобщились все остальные греки. В период римского господства мистерии продолжали почитаться во всем античном мире.
К участию в мистериях допускались все греки (римляне, владевшие греческим языком, считались в данном случае имеющими греческое происхождение): мужчины, женщины, дети и даже рабы – за исключением тех, кто был повинен в убийстве. Посвящаемые (они назывались мистами) должны были пройти разные стадии посвящения, в том числе ритуальное омовение и окропление водой. Некоторые обряды совершались в Афинах, в тамошнем храме Элевсинии, но окончательное посвящение могло происходить только в самом Элевсине на Великих мистериях, происходивших в сентябре. По Священной дороге из Афин в Элевсин отправлялась торжественная процессия. Мистов, которых могло быть несколько тысяч, возглавлял мистагог. Посвящаемые шли в праздничном убранстве, распевая священные гимны, украшенные венками из цветов, держа в руках бакхи, т.е. ритуальные посохи. За целый день предстояло преодолеть 22 км, так что для совершения предписанных обрядов у святилищ, располагавшихся вдоль Священной дороги, времени было достаточно. Кульминация празднества имела место в две ночи, следовавшие за прибытием в Элевсин. Сокровенный смысл этого обряда навсегда утрачен из-за окутывавшей мистерии тайны. На основании смутных указаний, встречающихся у античных авторов, мы знаем лишь, что наиболее священные церемонии происходили в Телестерии, Зале посвящений.
Высшими служителями культа (ими являлись иерофант – «первосвященник», иерокерюкс – «священный вестник», даидух – «факелоносец»и мистагог – «вождь посвящаемых») были представители древних элевсинских семейств, на которые было возложено попечение о святилище.
Развалины.
Вход в святилище, которое с севера, юга и востока было обнесено мощной крепостной стеной, составлявшей часть элевсинских городских стен, находился на северо-востоке, там, где Священная дорога из Афин переходила в широкую площадь, вымощенную, как и сама дорога, мраморными плитами. Перед входом возвышался маленький храм Артемиды Привратницы и Отца Посейдона, с одним алтарем, обращенным к входу, и еще одним алтарем с северной стороны. Позади находился третий алтарь, представлявший собой углубление для жаровни с продухами по бокам. По обе стороны от входа, на некотором расстоянии от него, возвышались мраморные триумфальные арки, украшенные богатой резьбой по камню.
Парадным входом в святилище служили Большие пропилеи, величественная мраморная колоннада, возведенная во 2 в. н.э. в подражание Пропилеям афинского Акрополя, построенным в 437–432 до н.э. Сооружение было поднято над площадью на 5 ступеней, по фасаду оно имело 6 колонн дорического ордена. Средний проем между колоннами был шире других, здесь и пролегал основной проход, по обеим сторонам которого стояли по 3 внутренних ионических колонны. В поперечной стене внутри Пропилей было пять проемов для двустворчатых дверей. Внутренний фасад колоннады, также имевший 6 дорических колонн, был обращен к святилищу.
Все эти здания при входе были возведены в римский период. Вне стен святилища, левее Пропилей и совсем рядом с ними, обнаружен памятник более ранней эпохи, колодец Каллихор («Прекрасных хороводов»), игравший важную роль в элевсинских обрядах. Именно у него, повествует миф, присела отдохнуть Деметра, утомленная бесплодными поисками дочери, и здесь с ней повстречались пришедшие по воду дочери элевсинского царя Келея. Сохранились древняя каменная кладка колодца, который окружен каменным парапетом; примыкающая площадка вымощена плитами. Это сооружение датируется 6 в. до н.э., эпохой Писистрата, перестроившего и расширившего все святилище. Впрочем, высказывается догадка, что изначально колодец находился внутри нынешнего священного участка (здесь даже найдены остатки очень древнего колодца), но, поскольку из-за перестроек пользоваться им стало невозможно, Писистрат выкопал и благоустроил новый колодец.
Под большими Пропилеями обнаружены остатки более ранних ворот. Массивные крепостные стены северо-западнее Пропилей относятся ко времени Писистрата. За Пропилеями, примерно в 20 м южнее, обнаружены малые внутренние Пропилеи, также из мрамора – дар римского покровителя Аппия Клавдия Пульхра, друга Цицерона. Это своеобразное здание, сооруженное ок. 50 до н.э., было богато украшено, перекрытия опирались на колоссальные человеческие фигуры.
К западу от портика под нависающей скалой элевсинского Акрополя – треугольный священный участок с пещерой Плутона, которая считалась в древности входом в подземное царство. Через эту расщелину Аид (он же Плутон), владыка мертвых, похитил Персефону. Далее на юг обнаружена целая система стен, построенных в основном из сырцового кирпича, на каменном цоколе. Их пересекает датируемая эпохой Писистрата стена, окружающая священный участок. Вне этой стены обнаружено своеобразное сооружение, имеющее три ряда каменных столбов, на которые опиралась плоская крыша. Это житница, в которой хранились первые плоды ежегодного урожая, пожертвованные богам жителями Аттики и их союзниками.
Телестерий.
Примерно в центре священного участка находятся величественные руины храма Деметры, называвшегося Телестерием. Можно проследить его историю на протяжении нескольких этапов строительства – с 13 в. до н.э. и до конца античности. Почти все это время, ок. 17 столетий, основные черты проекта оставались одними и теми же – прямоугольный зал с перекрытиями на внутренних опорах, в который попадали с поднятой площадки перед входом. По внешнему периметру зал был обнесен стеной.
Хотя остатки самого раннего, микенского периода (1400–1100 до н.э.) чрезвычайно скудны, они все же позволяют реконструировать план здания. Это был прямоугольный зал, примерно 9 м в длину и 6 м в ширину, с несколько выступающими вперед боковыми стенами. Внутри зала сохранились каменные ступени, окаймлявшие возвышение, на котором, вероятно, находился алтарь богини. Обнаружены остатки каменной стены, окружавшей прямоугольный двор. Здание было уничтожено, по-видимому, в период потрясений, вызванных вторжением дорийцев ок. 1000 до н.э. Впоследствии, ок. 900 до н.э., был возведен второй храм, в плане которого заметно существенное расхождение с прежним и с позднейшими конструкциями. Насколько можно установить по весьма немногочисленным остаткам, здание этого периода было круглым в плане или же имело апсиду, а окружавший его двор имел неправильную форму. После того как приблизительно в 650–600 до н.э., вероятно во времена Солона, между Афинами и Элевсином был окончательно установлен союз, это второе здание храма было снесено, и на его месте возвели новое, гораздо более просторное. Стены этого здания и обломки внутренних опор можно выделить среди развалин последующих эпох. Оно было прямоугольным в плане и похожим на Телестерий 5 в. до н.э., но значительно уступало последнему в размерах. Передний двор, по-прежнему несколько неправильной формы, расширился вперед и по бокам здания храма.
Около середины 6 в. до н.э., в правление Писистрата, был создан новый Телестерий, имеющий более значительные размеры, площадь же священного участка увеличилась тогда более чем вдвое. Это здание было квадратным в плане, длина каждой стороны ок. 27 м. Крыша здания опиралась на 25 внутренних колонн, выстроенных в 5 рядов, а вдоль стен для удобства посвящаемых возведен ряд ступеней. Перед входом в храм возвели портик, имевший 12 колонн. Это здание, как и крепостная стена и прочие строения на территории святилища, подверглись значительным разрушениям во время персидского нашествия в 480–479 до н.э.
Новый, опять значительно увеличившийся в размерах Телестерий был построен в эпоху Перикла, чуть позднее середины 5 в. до н.э. Здание спроектировал Иктин, создатель Парфенона, однако в строительстве принимали участие и другие архитекторы – Кориб, Метаген и Ксенокл. В целом была застроена площадь более 2700 кв.м. Крыша этого здания поддерживалась шестью рядами колонн, по 7 колонн в каждом. Из-за того, что склон горы мешал такому расширению, северо-западная половина храма отчасти врезана в скалу, в то время как другая его половина покоится на высокой подушке, а глубокие фундаменты проникают сквозь нее и доходят до скального основания. По всем четырем сторонам сооружено 8 ступеней для зрителей (число посвящаемых доходило до 3000 человек), в которых прорублено шесть проходов – два спереди и по два с боков. Предполагается, что на галерею (вроде хоров), окружавшую внутреннюю часть здания, можно было попасть сзади, с более высокого уровня. Запроектированный колоссальный портик (птерон) с далеко выдающимися крыльями так никогда и не был завершен, но сооруженное для него массивное основание производит внушительное впечатление. Уже во времена оратора Ликурга, ок. 330 до н.э., перед зданием эпохи Перикла был возведен портик, именуемый портиком Филона. Имея такую же глубину, как портик Иктина, но меньшую ширину, он придал всему зданию тот вид, который оно сохраняло на всем протяжении античности. Священный участок был тогда же вновь расширен, его стены перестроили, причем в них появились круглые башни, являющие собой один из лучших образцов фортификационной архитектуры времен античности. В последующие эпохи добавлялись новые строения. Вдоль южной стены священного участка было возведено здание совета, на возвышении к северу от Телестерия построили маленький храм, обращенный к югу. Дорога, проходившая через ворота в южной стене, вела к гавани. У ворот, уже вне священного участка, имеется небольшое строение – архаическое святилище, вероятно, предназначавшееся для поклонения какому-то местному герою.
В ходе раскопок, которые начиная с 1882 (с перерывами) ведет в Элевсине Греческое археологическое общество, обнаружено множество предметов, связанных с культом богини Деметры, часть их помещена в местный музей. Среди мраморных скульптур выделяются многочисленные рельефы, изображающие миссию Триптолема, юного элевсинского героя, сына Келея. Деметра открыла ему искусство земледелия, вручила зерна пшеницы и подарила запряженную крылатыми драконами золотую колесницу. На ней Триптолем объехал землю и распространил земледелие среди всех народов. Наиболее знаменитое произведение элевсинской скульптуры (ныне в Национальном музее в Афинах) – мраморный рельеф, изображающий Деметру в момент передачи Триптолему колосьев пшеницы, причем участвует в этом и Персефона. В местном элевсинском музее выставлены многочисленные применявшиеся в мистериях культовые сосуды. Наиболее характерный именно для Элевсина сосуд, т.н. «керн», состоит из терракотовой стойки с прикрепленными к ней многочисленными маленькими чашечками, в каждую из которых клали особое приношение богине. Эти сосуды, которые находят и в других святилищах Деметры, несли участники священной процессии.
Вазы и мраморные рельефы, обнаруженные в ходе раскопок (на многих из них изображены участники разных священнодействий), помогают в восстановлении внешней стороны Элевсинских мистерий, но о внутреннем их содержании можно только догадываться, поскольку обет молчания, которым связывали себя посвященные, хранился очень строго.
Современный Элевсин.
Современный город является фактически пригородом Афин. Здесь производится мыло, оливковое масло, цемент и алкогольные напитки. Имеет также значение помол риса.
Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Мифология»