ДИОП, ШЕЙХ АНТА
ДИОП, ШЕЙХ АНТА (1923–1986). Известный сенегальский ученый – историк, египтолог, физик, лингвист, антрополог. Признан одним из крупных ученых ХХ века. На Всемирном фестивале искусств в Дакаре (Сенегал) в 1966 был награжден как автор, оказавший значительное влияние на черную мысль.
Родился 29 декабря 1923 в Диурбеле на западе Сенегала. Это место известно древней исламской традицией. С 4-х летнего возраста посещал мусульманскую школу. В 1945 закончил Дакарский Университет. Продолжил образование в Париже в Сорбонне. Изучал там историю, археологию, философию, лингвистику, социологию, химию, физику.
В студенческие годы принял активное участие в антиколониальном движении. Был членом Демократического Объединения Африки (RDA), важнейшей политической партии Французской Западной Африки. Был одним из основателей действовавшей в составе этой партии Ассоциации студентов, а в 1950–1953 являлся Генеральным Секретарем. В 1951 стал одним из организаторов Первой Панафриканской конференции студентов в Париже.
Наибольшую известность Диоп получил за исследования по африканской истории. В 1954 в Сорбонне он представил докторскую диссертацию Негрские нации и культура, но смог защитить ее только через 6 лет из-за противостояния ряда западноевропейских ученых. Идея диссертации – огромный вклад негроафриканцев в развитие мировой цивилизации.
Вернувшись в Сенегал, продолжил эти исследования. В 1968 в Институте фундаментальных исследований Черной Африки в Дакарском Университете основал радиоуглеродную лабораторию по датировке, археологических, палеоантропологических и геологических материалов.
В 1971 назначен вице-президентом коммитета по изданию многотомной Всеобщей истории Африки, выходившей под эгидой ЮНЕСКО.
В начале 80-х стал профессором Дакарского Университета.
Диоп считается родоночальником африканской исторической науки. Его первые исследования относятся к середине 20 века, времени становления африканской историографии. Он создал историко-культурную концепцию развития Африки от древнейшего периода происхождения человечества до современных культур Черной Африки. Его исследования значительно увеличили источниковую базу по истории Африки, особенно Западной, что помогло выявить новые факты о развитии африканских народов, их связях с Европой и Азией. Он использовал данные археологии, этнологии, искусствоведения (иконографические изображения и скульптура), палеоантропологии (пигментация кожи, группа крови, форма черепа, структура скелета), лингвистики, свидетельства античных авторов (Геродота, Страбона, Диодора). Опровергал утверждения о неисторичности и отсталости африканцев.
Труды Диопа подчинены развитию тех панафриканских идей о культурном, историческом, расовом единстве и приоритетной роли негритянских народов в мировой истории, которые появились еще на рубеже 19 и 20 вв. в работах афро-американского ученого У.Дюбуа. Диоп настаивал на преимуществе историка-африканца перед европейским исследователем при изучении африканской истории, обосновав это тем, что только человек, видящий изучаемое общество «изнутри», сможет понять все явления в их связи и взаимодействии, тогда как ученый, не принадлежащий к изучаемому обществу, неизбежно придет к утрате общей перспективы, ибо он находится с «внешней стороны фактов».
Суть его концепции – первенство негро-африканской культуры в истории мировой цивилизации. Уделяя главное внимание Древнему Египту, он утверждал, что именно негроафриканцы создали древнейшую высокоразвитую египетскую цивилизацию и передали культурные достижения всему миру. Диоп смешивает биологическое понятие расы с культурой. Тем самым повторяет ошибку западных исследователей, которых он обвиняет в приверженности к псевдонаучной «хамитской» теории (по ней считалось, что великие достижения древних цивилизаций могли быть созданы только белыми).
Сходство между Древним Египтом и культурами Тропической Африки, особенно Западной, он объяснял древнеегипетским происхождением последних. Настаивал на огромном влиянии негро-африканского Древнего Египта на культурное развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной западной цивилизации. Математика, геометрия, медицина, искусство, письменность, литература, религия, философия – все было, по мнению Диопа, прежде всего создано негро-африканцами, а другие народы заимствовали их достижения. Во всей истории человечества он ищет древнеегипетское влияние.
Постоянное противопоставление «черных» – «белым» и заявление об особой цивилизаторской роли негроафриканцев придает концепции Диопа идеологический характер.
Идею о культурном, историческом, расовом единстве и превосходстве негритянских народов Диоп развил в теории «Культурного единства». Суть ее заключается в противопоставлении двух историко-культурных зон человечества, отличающихся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад – Восток» он заменяет новой – «Север – Юг». Южная зона, включающая Эфиопию, Египет, Черную Африку, – это царство матриархата, социального равенства и коллективизма. Все это способствует, по мнению Диопа, гармонии и единству общества. Отсутствие противоречий привело к господству в этой зоне социального мира и к сохранению важнейших особенностей общества в течение всей длительной истории человечества. Таким образом, многие черты, сохранившиеся в африканских обществах с глубокой древности, по Диопу, не свидетельство отсталости, как считали многие европейские ученые, а следствие особой гармоничности развития. Этой историко-культурной зоне Диоп противопоставляет Северную, объединяющую европейские народы. Эта зона основывается на патриархате и отличается насилием, индивидуализмом и дисгармонией. Развитие цивилизации в других районах мира определяется борьбой этих двух зон. По мнению Диопа, именно Южная зона господствовала в древности и стала основой всей мировой цивилизации. Вслед за ним многие африканские историки идеализируют свое прошлое и противопоставляют его якобы несовершенной европейской цивилизации.
Диоп настаивал и на особой первичной роли негроидов в антропогенезе. Он считал, что появившиеся в Африке первобытные люди, а именно гримальдийский человек, имели негроидные черты и затем, вследствие миграций, изменения климата, произошла мутация и от них отделились предки современных европеоидов и монголоидов.
Взгляды Диопа сразу же, в 70-е и 80-е, поддержали и другие африканские историки (см., напр. работы Нианя, Обенги, Бонамбелы). Более того, его идеи получили дальнейшее развитие в литературе. Так, М.Бернал, автор четырехтомного издания Черные Афины, утверждает преемственность египетской и греческой цивилизаций. А И.Ван Сертима проследил распространение негроафриканской культуры на территории Америки в древности.
Некоторые молодые африканские ученые сегодня критически осмысливают наследие Ш.А.Диопа. Но и поныне ни одно их крупное сочинение по истории Африки не обходится без особой главы Африка – колыбель человечества, причем нередко подразумевается не только процесс антропогенеза, но и определенная первичная роль негро-африканской культуры в развитии мировой цивилизации. А в современной афро-американской историографии отмечается огромное влияние Диопа на формирование афроцентристской школы. Его схемы включены в учебные курсы ряда афро-американских колледжей.
Работы Диопа написаны на французском языке, некоторые переведены на английский, на русский – не переводились.
Умер 7 февраля 1986 в Дакаре. После его смерти Дакарский Университет стал носить его имя.
Труды Диопа: Nations negres et culture. Paris. France, 1955; L`Unite culturelle de L`Afrique Noire. Paris. France,1959; The cultural unity of Black Africa. Chicago. USA, 1978; Auteriorite des cinilisations negres: mythe or verite historique? Paris. France, 1967; The african origin of civilization: myth or reality? New York. USA, 1974; Civilisation ou barbarie: anthropologie sans complaisance. Paris. France, 1981; Civilization or barbarism: an authentic antropology. Chicago. USA, 1991.
Лидия Юсова
Куббель Л.Е. Доколониальная Африка в трудах Ш.А.Диопа. – Советская этнография. 1969, № 4
Cheikh Anta Diop / Edited by I.V.Sertima // Great african thinkers. Vol. 1. New Brunswick. USA and Oxford. U. K., 1986
Урсу Д.П. Историография истории Африки. М., 1990
Encarta Africana. Third Edition /Edited by K.A.Appiah, H.L.Gatesjk. USA. Harvard University, 2001
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»