ЗНАНЕЦКИЙ, ФЛОРИАН ВИТОЛЬД
ЗНАНЕЦКИЙ, ФЛОРИАН ВИТОЛЬД (Znaniecki, Florian Witold) (1882–1958), польско-американский философ и социолог, один из представителей гуманистической социологии.
Родился 15 января 1882 в местечке Святники близ города Влоцлавек (Польша). Та часть польских земель, где проживала его семья, входила тогда в состав Германии. Это отразилось на языковых познаниях ребенка – с детства он учил не только родной польский, но и немецкий, и французский языки. Позже самостоятельно изучил английский и русский, а во время учебы в гимназии в Варшаве и Ченстохове – греческий и латынь.
С ранних лет проявил интерес к литературе и философии. В 1900 опубликовал свои стихи, в 1903 вышла его фантастическая поэма. Но 1903 стал финальным для его литературного творчества. Этот же год стал переломным и для его образования: обучаясь в Варшавском университете с 1902 философии, он принял участие в акции протеста против русской администрации. Это послужило поводом для его отчисления из университета. Он уехал для продолжения образования за границу.
Сначала он учился в Женеве, потом в Цюрихе и, наконец, в Париже. Изучал литературу, философию, теорию науки, педагогику и социологию. Все в большей и в большей степени проявляя интерес к социологии, посетил лекции Дюркгейма, Леви-Брюля и других видных социологов своего времени. В Сорбонне в Париже начал работу над докторской диссертацией по теме Проблема ценностей в философии, но из-за нехватки денег пришлось вернуться на родину, в ту часть Польши, которая принадлежала Австро-Венгрии. Здесь он закончил обучение в одном из университетов Кракова и в 1910 получил докторскую степень. В этом же году вышел его первый научный труд, озаглавленный так же, как и диссертация.
Первые годы после защиты докторской степени ученый занимался административной работой в Ассоциации защиты польских эмигрантов. Там в 1913 он встретил американского социолога У.Томаса, который только что начал эмпирическое исследование, посвященное европейским эмигрантам в США. Тогда же выходит первый том будущего пятитомника Знанецкого и Томаса Польский крестьянин в Европе и в Америке. К этому моменту он уже опубликовал серьезные работы по философии, сделал перевод на польский язык Творческой эволюции А.Бергсона, был активным членом Польского психологического сообщества, а также Польского философского общества. Получил приглашение приехать в США для совместной работы с Томасом при университете Чикаго. Целью работы было изучение польских эмигрантов.
В Чикагском университете Знанецкий считался внештатным преподавателем и с 1917 в течении двух лет читал лекции, посвященные проблемам польской истории и социальной структуры. Но основной его работой была не преподавательская деятельность, а исследование эмигрировавших с родины польских крестьян и их социальной адаптации в Америке. На основе проделанной работы в 1918 продолжилась публикация совместного труда Томаса и Знанецкого Польский крестьянин в Европе и в Америке. В следующем году выходит уже третий том этой книги, а в 1920 – четвертый и заключительный пятый тома. Этот труд вошел в число классических работ по социологии. Работая в Чикаго, Знанецкий выпустил и первую работу на английском языке – Культурная реальность (1919). Исследовательская работа и научные труды принесли ему известность и популярность среди американских ученых, открыв для него много возможностей.
В 1920 из патриотических соображений он вернулся в обретшую независимость Польшу, чтобы занять должность профессора социологии в только что открывшемся Познаньском университете. Именно благодаря его инициативе здесь открылся социологический институт и начал выходить первый польский журнал по социологии. Таким образом, Познаньский университет стал центром социологической науки в Польше (позже он будет носить название «школа Знанецкого»).
В Познани он проработал вплоть до 1939, регулярно выезжая за границу. Одна из поездок длилась два года (1931–1933), он преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке. За период своей работы в университете Познани он продолжал активно публиковаться как на польском языке – Упадок западной цивилизации (1921), Введение в социологию (1922), двухтомная Социология образования (1928, 1930), – так и на английском – Метод социологии (1934) и Социальное действие (1936).
В 1939 Колумбийский университет повторно предложил Знанецкому читать лекции в Америке. Это приглашение оказалось как нельзя вовремя. С началом Второй Мировой войны Польша была оккупирована фашистской Германией. Это прямо коснулось и семьи уехавшего в Америку Знанецкого: во время нацистской оккупации его жена попала в концентрационный лагерь; его сын Юлиуш Знанецкий, как активный участник польского Сопротивления, вышел на свободу только после прихода американских войск. После окончания войны Знанецкий отказался вернуться на родину из-за неприятия им нового коммунистического режима.
С 1941 и до своей смерти он занимал должность профессора а Университете штата Иллинойс. В 1953–1954 он был президентом Американского социологического сообщества. Весь свой американский период жизни он продолжал активно публиковаться, но только на английском языке. Написал книги Науки о культуре (1952), Современные нации (1952). Последние годы жизни работал над книгой Систематическая социология, которая так и осталась незавершенной. Издана посмертно в 1965 его дочерью под названием Социальные отношения и социальные роли.
Жизнь Знанецкого проходила, таким образом, в двух разных культурах – в «провинциальной» Польше и в США. Его вклад в развитие социологии был высоко оценен на Западе, но у себя на родине, в коммунистической Польше, в 1940–1950-х его предавали анафеме как буржуазного «прихвостня». И только позже его вклад не только в мировую, но и в польскую социологию был оценен по достоинству.
Вся его научная деятельность – своего рода манифест против основных положений позитивизма. Знанецкий отвергал как рассмотрение общества с естественнонаучной позиции, так и восприятие самой социологии как универсальной науки об обществе.
Суть его подхода к изучению человеческого общества заключается, во-первых, в четком отделении социального мира от природной среды. Главным содержанием природного мира выступают независимые от человека вещи, стержнем социума являются ценности. В отличие от феноменов мира природы, ценности немыслимы в отрыве от человека, поэтому изучение человеческого общества тоже невозможно без соотнесения с конкретно-историческими субъектами. Таким образом, в любом социальном явлении есть две составляющие – объективное содержание и его субъективное восприятие отдельными людьми и группами людей. Последний элемент раньше позитивистами не учитывался.
Знанецкий рассматривал социологию как одну из частных общественных наук, которая занимается изучением вполне определенного аспекта человеческих сообществ. Природная составляющая общества является, по его мнению, предметом «чисто естественных наук» (в их число он включал антропологию и этнографию), а на долю социологии остается изучение культурных систем. В социологии Знанецкий выделил четыре основных раздела (культурные системы), соответствующих четырем основным категориям:
«социальные действия»;
«социальные отношения»;
«социальные личности»;
«социальные группы».
Наиболее глубоко им была разработана категория «социальное действие», которая, с его точки зрения, должна быть центральной в социологии. В этом типе действий в качестве объекта и субъекта выступают отдельные осознающие себя и сознательно действующие индивиды или группы людей. Для субъекта социального действия объект является ценностью, в которой необходимо вызвать некие изменения. Иначе говоря, этот тип действий отличается от любого другого тем, что направлен на человека (или группу людей) с целью изменения его поведения. В соответствии с этим социальные действия подразделяются на приспособление (изменения происходят без угроз и применения насилия) и оппозицию (желательные изменения происходят под воздействием угроз и репрессий).
К социальным отношениям Знанецкий относил только те отношения, которые связаны с устойчивыми нормативными социальными системами (брак, дружба, родство) и субъективным намерением выполнять предписываемые этими отношениями обязанности. Главные характеристики социальной личности – ее формирование в определенной среде, что приводит к воспроизводству заложенных в нее моделей с уже существующими правами и обязанностями. В рамках социальных отношений и социального действия такая личность рассматривается как социальная ценность. Наконец, социальная группа представляет из себя культурную систему, в которой человек выполняет определенные роли, а также обладает набором прав и обязанностей, определяемых культурными образцами.
Цель социологии, как он считал, – это получение объективных знаний об общественной реальности, которые базируются на эмпирических данных. Статистический метод Знанецкий считал не подходящим для этого, так как он не отражает субъективного восприятия социальных явлений. С методологической точки зрения при изучении социальных явлений необходимо изучать представления участвующих в нем личностей, то есть их точки зрения, их понимание этого явления. Следовательно, наиболее приемлемый метод – это аналитическая индукция, которая представляет из себя анализ «существенного в каждом отдельном случае», в то время как сами случаи являются типическими. Лучше всего целям гуманистический социологии соответствует метод анализа личных документов (биографический метод), который был применен самим Знанецким при работе над пятитомником Польский крестьянин в Европе и в Америке.
Эта работа являлась для начала 20 в. глубоко новаторской. Построенная полностью на конкретном фактическом материале качественного характера, она была воспринята как новое слово в социологии. Полученная информация способствовала построению универсальной типологии «стойких образцов социального поведения».
Знанецкий и Томас выделили три типа социальных характеров. Первый – «филистайн» – это тип людей, ориентированных на стабильность, предпочитающих традиционные ситуации, являющихся конформистами и активно противодействующих изменениям во внешней среде. Второй тип – «богемиан» – характеризуется спонтанностью реакций и поведения, а также легкой адаптацией к новым условиям. Последний тип – «креативный» – способный к активной деятельности, склонный к разнообразию и целеустремленный.
В современной социологической науке признают большой вклад Знанецкого (его даже сравнивают с Максом Вебером), но созданная им школа гуманистической социологии не пользуется особой популярностью.
Умер 23 марта 1958.
Труды: Исходные данные социологии. – Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994; Методологические заметки. – Американская социологическая мысль: Тексты. М., Изд-во МГУ, 1994; Методологические замечания / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. СПб, Питер, 2001.
Наталия Латова
Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология. – В кн.: Современная американская социология. М., изд-во МГУ, 1994
Баразгова Е.С. Уильям Томас и Флориан Знанецкий: методологические ориентации чикагской школы. – Курс лекций. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург, «Деловая книга», Бишкек, «Одиссей», 1997
Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого. – Социологические исследования. 2002, № 3
Ответь на вопросы викторины «Философия»