ЯДОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЯДОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1929) – ведущий современный российский социолог, пионер проводившихся в СССР эмпирических социологических исследований, один из создателей ленинградской социологической школы, автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности.
Является знаковой фигурой в современной отечественной социологии, поскольку его личная судьба неразрывно связана с ее «вторым рождением», когда, почти полностью уничтоженная в 1930-е, она вновь начала развиваться в период «хрущевской оттепели».
Родился 25 апреля 1929 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье советских интеллигентов первого поколения. Его отец, из тамбовских крестьян, приехав в Ленинград в 1926, получил высшее образование в Институте им. Крупской, после чего работал преподавателем истории КПСС. Именно отец с его гуманитарным образованием оказал решающее влияние на будущий профессиональный выбор сына.
Первые годы университетского обучения на философском факультете Ленинградского университета (ЛГУ) окончательно сформировали круг интересов Ядова: сначала он увлекался общей социальной проблематикой (курсовая работа Понятие государства у Аристотеля и Платона), а позже сосредоточился на проблемах общественного сознания (дипломная работа Сталин о борьбе против социал-демократов). Активно участвовавший в жизни комсомольской организации еще со времен школы, на третьем курсе университета он вступил в КПСС, был избран заместителем секретаря комитета комсомола ЛГУ. Однако к окончанию университета в 1952 у Ядова возникли серьезные проблемы. Причиной послужил давний «проступок» отца: еще до рождения сына, во время учебы в институте им. Крупской, он воздержался во время голосования при обсуждении платформы зиновьевской оппозиции. Когда во время очередного усиления «охоты на врагов народа» припомнили этот давний случай, то отца исключили из КПСС, а самому Владимиру дали выговор. Ядов лишился возможности продолжать учебу в аспирантуре и был вынужден самостоятельно искать работу. К счастью, директор его бывшей школы предложила ему работу учителя. Не смирившись с вопиющей даже по тем временам несправедливостью, ходил по самым разным инстанциям, пытаясь доказать ошибочность выговора. В результате этого «правдоискательства» его исключили из партии.
После нескольких месяцев работы в школе он лишился и этого заработка. Ему пришлось стать токарем-лекальщиком на заводе станков-автоматов. Несмотря на жизненные трудности, он продолжал активно заниматься общественной деятельностью – проводил среди рабочих политзанятия. Вскоре ему предложили повторно вступить в партию, но когда в райкоме услышали подробности его исключения, то просто обратились в Центральную контрольную комиссию с предложением о восстановлении. После смерти Сталина в 1953 быстро подули «новые ветры», и он не только опять стал членом КПСС, но и был восстановлен в 1954 на аспирантуре философского факультета Ленинградского университета.
Продолжил изучение проблем идеологии, познакомился с трудами Мангейма, Липпмана и Узнадзе. В 1958 защитил кандидатскую диссертацию, опубликованную в 1961 под названием Идеология как форма духовной деятельности общества.
После защиты работал ассистентом философского факультета Ленинградского университета, читал лекции по историческому материализму. Заняться эмпирической социологией ему посоветовал Игорь Кон. Парадоксально, но будущий известнейший социолог-эмпирик первоначально воспринял эту идею в штыки. И только потом, после первого ознакомления с литературой по методологии эмпирических исследований, у Ядова возникла идея создания при философском факультете социологической лаборатории. Идея была воспринята более чем благосклонно, и руководителем новой лаборатории был назначен сам Ядов.
Первое исследование, проведенное социологической лабораторией, касалось бюджетов свободного времени рабочих Кировского завода. В дальнейшим эта тематика получила развитие в крупном проекте Человек и его работа, который дал решающий толчок формированию оригинальных теоретических концепций.
В 1963 его послали на стажировку в университет Манчестера, позже он стажировался также в Лондонской школе экономики и политических наук.
В середине 1960-х принимал самое активное участие в создание НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Ленинградского университета, а его лаборатория становится частью этого научного учреждения. Оно стало первым в послевоенном СССР центром социологических исследований. В 1968 защитил докторскую диссертацию по методологии социологических исследований, а в 1969, после создания Института комплексных социальных исследований (ИКСИ), ему было предложено создать его ленинградский сектор. Так как с новым руководством НИИКСИ отношения у социолога не сложились, то это предложение оказалось как нельзя вовремя. Первоначально новым сектором ИКСИ руководил И.Кон, но затем через небольшой промежуток времени руководителем стал Ядов. Постепенно сотрудники прежней лаборатории собрались в этом секторе, продолжая те же исследования, что и раньше. Главной заслугой этого сектора стала разработка тест-методик по ценностным ориентациям и социальным установкам, что привело к созданию диспозиционной теории социального поведения личности.
Параллельно с научной деятельностью он читал лекции в разных городах СССР. Первоначально эти лекции касались философских дисциплин, но уже с 1966 он вел самостоятельный лекционный курс по методологии и методике социологических исследований. На основе прочитанных им лекций в 1968 вышел первый в России учебник, посвященный методам социологического исследования – Методология и процедуры социологических исследований. Это учебное пособие не раз переиздавалось, оно до сих пор является базовым для социологических факультетов России. (Четвертое издание опубликовано в 1998 под названием: Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности.)
Новые проблемы появились в начале 1970-х с приходом эпохи застоя. Обновление руководства ИКСИ первоначально привело к карьерному росту (он стал заместителем директора института), но уже очень скоро в отношении него (как и других самостоятельно мыслящих советских социологов) начались мелочные преследования. В результате он перешел в 1975 работать в Институт социально-экономических проблем (ИСЭП), где возглавил социологический отдел, составленный из его бывших коллег по ИКСИ (его сотрудники в прежнем составе перешли из одного института в другой вслед за ним). Со временем, однако, и здесь началась травля ученого с независимым характером. Руководство давно искало подходящий повод, и он подвернулся в связи с потерей Ядовым критического доклада Татьяны Заславской о состоянии советской экономики. Этот случай дал возможность обвинить руководителя социологического отдела в утрате документов для служебного пользования. Ситуация накалилась, и в 1984 он в очередной раз сменил работу – стал старшим научным сотрудником в Ленинградском филиале Института истории естествознания и техники. Здесь проработал до 1988, когда был назначен директором-организатором московского Института социологии Академии наук СССР (в дальнейшем ИС РАН) – центра отечественной социологической науки.
На новой должности он не только продолжил научную и преподавательскую деятельность, но и занялся реформированием самого института. Поскольку началась перестройка, то стремление привнести в среду академического института дух свободомыслия не встретило особых препятствий.
Должность директора ИС РАН занимал вплоть до 2000. После этого он отошел от чисто административной работы и сосредоточился на научных исследованиях, руководя Центром исследований социальных трансформаций ИС РАН. Одновременно он занял пост декана факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук, созданного в 1994 на базе гуманитарных институтов Российской Академии наук.
Научные интересы Ядова лежат в сфере изучения трудовых отношений в постсоветской России, а также в области общей социологической теории.
Первая тема была ведущей еще с ленинградского периода работы. В 1960-х он возглавлял исследование Человек и его работа, которое было нацелено на изучение субъективного, внутреннего мира трудящихся. На основе анализа выборки из 2500 человек были сделаны выводы о двойственном характере трудовой мотивации. Массовый опрос показал, что люди руководствуются в своей деятельности как творческими мотивами, связанными с самореализацией, так и прагматическими целями – получением оплаты за свой труд. При этом, чем более элементарным и однообразным является сам труд, тем больше человек ориентируется на оплату труда. Сейчас это воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но тогда четкое признание того, что советские трудящиеся озабочены не столько самореализацией в труде, сколько банальным желанием заработать, выглядело прямо-таки революционно. Когда в конце 1970-х это исследование было повторено, результаты анализа подтвердили, что «рабочий энтузиазм» перестал быть главным стимулом. В 2003 вместе с А.Г.Здравомысловым он опубликовал книгу Человек и его работа в СССР и после, в которой сопоставляются данные 1960-х и 2000-х при опросе рабочих того же возраста и образования и на тех же предприятиях, что в первом исследовании. На основании исследования был сделан вывод, что структура мотивации труда российских рабочих практически не отличается от мотивации занятых на предприятиях стран с рыночной экономикой.
Серьезное изучение внутренних мотивов трудовой деятельности инженеров привело к разработке теории диспозиций (субъективных позиций людей, их установок и предрасположенности). Результатом этой работы стала диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Отправной момент этой концепции – тезис об иерархически организованной («трехэтажной») структуре отношений личности к условиям своего существования и деятельности. В эту структуру входят потребности, ситуации и стереотипы поведения. Иерархия потребностей выстраивается в зависимости от уровня деятельности индивида: на низшем уровне потребности связаны с ближайшим окружением человека, на среднем уровне – с его включенностью в группы, на высшем – в социальную систему в целом. Ситуации (условия деятельности) тоже подразделяются на три уровня в зависимости от продолжительности их протекания: низший уровень образуют постоянно изменяющиеся ситуации («предметные ситуации»), средний уровень – относительно устойчивые ситуации (связанные с требованиями группового окружения), высший уровень – стабильные ситуации (связанные с условиями социальной среды, в которую погружен человек). Наконец, диспозиции образуются в момент столкновения потребностей и условий и образуют следующую градацию: низший уровень – элементарные, простейшие установки; средний уровень – социальные установки (аттитюды), высший уровень составляют ценностные ориентации. Посредством наложения этой системы на реальную социальную деятельность людей структурируется и само поведение личности. Простые потребности, связанные с постоянно изменяющимися ситуациями (в которых, как правило, доминируют поведенческие установки), предопределяют поведение. Социальные потребности, относительно устойчивые ситуации и аттитюды определяют поступок (или привычное действие). Высшие уровни потребностей, ситуаций и диспозиций формируют жизненные планы, связанные с перспективами и целями на будущее. Место диспозиций в этой системе хотя и вполне четко определено, но не является жестко фиксированным: более высокие уровни диспозиций вполне могут сказываться и на более низких уровнях остальных элементов этой системы. В свою очередь ситуативные установки тоже не являются жестко заданными, что позволяет человеку адаптироваться к новым условиям.
В годы перестройки и экономических реформ 1990-х интерес Ядова к трудовым отношениям нашел выражение в изучении изменений, происходящих в производстве. В начале 2000-х он и его коллеги занимаются изучением влияния рыночной трансформации деятельности предприятий на трудовые отношения и трудовые ценности. На основе эмпирических исследований им выделены разные варианты адаптации и связанных с ними трудовых отношений. Среди успешных предприятий, оказалось, есть и такие, где советская культура трудовых отношений (межличностные связи и коллективизм) сохранилась, и такие, где произошло ее кардинальное изменение (переход к безличным отношениям и индивидуализму). Аналогично, среди потерпевших крах предприятий обнаружились предприятия и с советской культурой, и с рыночной трудовой ориентацией. Таким образом, прямая взаимосвязь между изменением трудовых отношений и степенью успеха деятельности предприятий пока не обнаружена. Изучая особенности современной российской экономической культуры, возглавляемый Ядовым Центр исследования социальных трансформаций активно использует как свои собственные методологические подходы, так и западные (например, методики Г.Хофстеда).
Основные труды: Здравомыслов А., Рожин В., Ядов В. Человек и его работа. М.: Мысль, 1967; Ядов В.А.. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995; Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учеб. для вузов / В.А. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семеновой. М.: «Добросвет», 1998; Ядов В.А. (ред.) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. Учебное пособие для вузов. М., Аспект Пресс, 2003.
Наталия Латова
Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах. (Составители: Батыгин Г.С., Ярмолюк С.Ф., Пугачева М.Г.) СПб, 1999
Материалы в Интернете: Социологический журнал. Специальный выпуск. 1999 // http://2001.isras.ru/Publications/Yadov/JS_Spec_Issu.htm.