АССОЦИАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ – в современной психологии связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает появление (актуализацию) другого (других). Психофизической основой ассоциации считается условный рефлекс. Эта трактовка описывает более широкую область психических явлений, нежели «ассоциация идей», традиционно понимаемая как процесс, при котором возникновение одной идеи вызывает появление другой, связанной каким-либо образом с первой.
Еще в древности считалось, что одна идея может быть связана с другой «по ассоциации» и что сложные представления, таким образом, строятся из более простых. Постепенно это понятие было перенесено на связь между двумя действиями или между стимулом и реакцией.
Выражение «ассоциация идей» впервые было использовано и подробно раскрыто Джоном Локком в четвертом издании его Опыта о человеческом разумении (1700), при этом ассоциация рассматривалась им как механизм течения психических процессов, противоречащий и неподконтрольный разуму, даже как «некоторый вид сумасшествия». В то же время само понятие ассоциации гораздо старше. Обычно оно приписывается Аристотелю, который, анализируя запоминание, высказал предположение о существовании ассоциаций по сходству, контрасту или смежности. Одна идея влечет за собой другую, если они сходны или противоположны, или когда события смежные во времени или пространстве.
В 17 и 18 вв. принципу ассоциации придавалось большое значение, особенно активно его разрабатывали Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. Все они преимущественно интересовались происхождением сложных идей из простых. Для них психические образования (ощущения, двигательные акты, восприятия, представления, идеи) являлись элементарными частицами психической жизни, соединяемыми посредством ассоциаций подобно тому, как элементарные частицы материи удерживаются взаимным притяжением. На этой основе сформировался ассоцианизм (ассоциативная психология) – одно из наиболее влиятельных направлений мировой психологии 18–19 вв., сводившее механизмы протекания всех психических процессов и психомоторных актов к принципу ассоциации и стремившееся утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Развитие этого учения связывают с именами Дэвида Юма, Дэвида Гартли, Джозефа Пристли. Предполагалось, что поскольку взаимодействие человека с окружающим физическим миром происходит по законам механики, то и связи идей действуют на тех же принципах.
В ходе дальнейшего развития ассоцианизма аристотелевы принципы ассоциаций по сходству, контрасту и смежности были названы первичными законами. В то же время шотландский философ Томас Браун (1778–1820) больше внимания уделял изучению того, как человек запоминает. Он сформулировал вторичные законы – частоты, новизны и яркости, указывающие условия, необходимые для действия первичных законов (например, чем чаще встречаются два сходных объекта, тем более выражена тенденция одного вызывать в памяти другой). Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн и Герберт Спенсер развили ассоцианизм и сделали его основанием новой научной психологии, возникшей во второй половине 19 в.
Зарождение и развитие американского бихевиоризма, связанные с именами Эдуарда Торндайка (1874–1949), Джона Уотсона, Кларка Халла (1884–1952), Берреса Скиннера и др., а также открытие и исследования условного рефлекса Иваном Петровичем Павловым привели к пересмотру понятия ассоциации. Вместо изучения связи одной идеи с другой стала рассматриваться постоянная ассоциация внешнего стимула и реакции. Старая пословица гласит: «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Согласно классическому ассоцианизму, это означало, что «идея» жидкости по смежности ассоциируется с идеей боли. Бихевиористы, рассматривая ту же ситуацию, интерпретировали ее иначе: в результате предшествующего болезненного опыта один только вид жидкости может вызывать отрицательную реакцию.
Обновленный ассоцианизм имел значительное влияние; он явился теоретическим основанием множества экспериментов. Критики ассоцианизма утверждают, что единицы, которыми он оперирует, вычленены искусственно, а более масштабные поведенческие феномены и психологические характеристики должным образом не рассматриваются. Представление об ассоциации как единственном и универсальном принципе течения психических процессов обнаружило полную несостоятельность в начале 20 в. под влиянием принципа целостности, наиболее полно разработанного в школе гештальтпсихологии. В современной психологии ассоциации придается роль важного, но далеко не единственного принципа динамики психической жизни, на котором основан ряд оригинальных методов ее исследования: например, метод свободных ассоциаций Зигмунда Фрейда, ассоциативный эксперимент Карла Густава Юнга и др.
См. также ПСИХОЛОГИЯ; БИХЕВИОРИЗМ; УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС.