ТРУБЕЦКОЙ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
ТРУБЕЦКОЙ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (1890–1938), языковед, философ, публицист. Уроженец России, князь, родился 4 (16) апреля 1890 в Москве. Писал на русском, немецком, французском языках. В 1913 окончил Московский университет, затем преподавал там до 1916, принадлежал к школе Ф.Ф.Фортунатова. В годы гражданской войны недолго был профессором Ростовского университета, затем эмигрировал. В 1920–1922 жил в Болгарии, с 1922 до конца жизни – профессор Венского университета, с 1930 – член Венской Академии наук. Умер Трубецкой в Вене 25 июня 1938.
Трубецкой – один из крупнейших теоретиков структурализма. В конце 1920-х годов вместе с Р.Якобсоном и В.Матезиусом он стал основателем Пражского лингвистического кружка, ставшего одним из центров мировой науки о языке 1920–1930. Наиболее известен своими исследованиями по фонологии, обобщенными в итоговом труде Основы фонологии, изданном посмертно на немецком языке в 1939. Восприняв у И.А.Бодуэна де Куртенэ понятие минимальной звуковой единицы языка – фонемы, Трубецкой, наряду с Н.Ф.Яковлевым, очистил его от психологической трактовки, выдвинув на первый план собственно лингвистические функции фонем, прежде всего их использование для смыслоразличения. Совместно с Р.Якобсоном разработал типологию фонологических оппозиций. Заложил основы морфонологии – лингвистической дисциплины, изучающей звуковую структуру значимых единиц языка – морфем и слов.
В статье Вавилонская башня и смешение языков (1923) Трубецкой сформулировал (в развитие идей Бодуэна де Куртенэ) понятие языкового союза – объединения неродственных или отдаленно родственных языков, на которых говорят народы, имеющие тесные контакты и культурную общность. Входящие в языковой союз языки приобретают черты структурного сходства, хотя регулярных фонетических соответствий между ними не обнаруживается (что, собственно, и означает неродственность). Классический пример – балканский языковой союз. Трубецкой занимался также сравнительно-историческим языкознанием, изучал славянские и кавказские языки. Известен также как теоретик евразийства – философско-геополитической концепции, утверждающей общность исторических судеб русского и алтайских («туранских») народов и несовместимость всех этих народов с западной цивилизацией.
Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960
Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М., 1987
Н.С.Трубецкой и современная филология. М., 1993
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999
Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»