СЛОГ
СЛОГ, последовательность звуковых сегментов, выступающая как единое произносительное и структурное целое, своего рода речевой квант. Носитель языка при скандировании способен членить речь на слоги: – Спар-так – чем-пи-он! За этой способностью стоит интуитивное знание говорящим правил квантования звучащей речи, в системе же языка этим квантам соответствуют закономерно построенные цепочки фонем. Таким образом, слог является одновременно речевой (фонетической) и языковой (фонологической) единицей.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СЛОГА
Предполагается, что в артикуляционной системе слог реализуется не как механическая сумма составляющих его звуков, а как цельный комплекс движений, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам (Л.А.Чистович).
При программировании произнесения внутри слога действуют так называемые правила коартикуляции, т.е. совмещения во времени неантагонистических признаков соседних звуков. В частности, артикуляция гласного накладывается на артикуляцию предшествующего согласного: так, в слове куб вытягивание губ, свойственное у, происходит уже на звуке к. Аналогичным образом, при «таймировании» (задании длительностей звуков) учитывается их положение в слоге: наличие комплекса согласных после гласного ведет к сокращению последнего, а отсутствие конечных согласных – к удлинению.
С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В акустическом сигнале «дыхательному импульсу» отвечает восходяще-нисходящая дуга звукового давления – «волна звучности» (или сонорности).
Этому импульсному принципу организации звукового потока соответствует универсальная тенденция распределения сегментов разных классов внутри слога: вершину (ядро) слога нормально образует гласный (как представитель класса наиболее громких звуков), а в сочетаниях согласных внутри слога более близкую позицию к ядру занимает сонорный (т.е. согласный типа r, l, n), а более дальнюю – шумный (т.е. согласный типа p, t, f, s). Сонорные обладают бóльшей акустической энергией, чем шумные; этим и определяется их бóльшая близость к гласному в естественно построенном слоге. Если условно обозначить класс гласных с помощью V, сонорных с помощью R, а шумных с помощью T, то указанную тенденцию можно сформулировать как предпочтение универсальной схемы TRVRT. Любой вкладывающийся в эту схему слог (RV, TV, TRV, TVRT и т.д.) соответствует принципу «волны звучности». Однако многие языки используют только часть потенциальных слоговых схем; с другой стороны, существуют языки, в которых принцип «восходяще-нисходящей звучности» нарушается.
СТРОЕНИЕ СЛОГА В ЯЗЫКАХ МИРА
Законы построения звуковых цепей в языках мира по большей части связаны именно со структурой слога (слоговая фонотактика). Есть и другие законы фонотактики, которые не связаны со слоговыми позициями (например, правила уподобления соседних согласных по глухости/звонкости). При описании структуры слога выделяется два уровня его членения на компоненты (составляющие). Выраженное согласным звуком, иначе говоря, консонантное начало (инициаль) противопоставляется последующей части (рифме), которая далее расчленяется на вокалическое (выраженное гласным звуком) ядро, называемое «вершиной», и консонантный конец (финаль). Например, структура слога полк такова:
Рифма как отдельный компонент выделяется по двум причинам.
Во-первых, она обычно используется как рифма в стихе
(п-олк – в-олк). Имеется и собственно лингвистическая причина: так называемая «тяжесть» слога (а она во многих языках играет роль при расстановке ударения в слове) оценивается по структуре рифмы.
Слог, имеющий начальный согласный, называется прикрытым, а не имеющий его – неприкрытым. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его – открытым.
Большинство языков мира имеют фиксированную слоговую структуру: возможные комбинации фонем в слоге жестко регламентированы. Наиболее простой является слоговая структура языков с открытым слогом и без комплексов согласных в инициали, т.е. допускающих только слоги типа CV и V, где символом C обозначен любой согласный звук. Таковы, например, полинезийские языки и южноамериканские языки семьи тупи-гуарани. В заимствованных словах закрытый слог устраняется здесь добавкой гласного: англ. coat > koti в маори.
Многие языки мира допускают слоги с одноконсонантной финалью. Таковы, в частности, финно-угорские, чукотско-камчатские (кроме ительменского), арабский, корейский и проч. В этих языках отсутствуют сочетания согласных в начале и конце слова, однако пары согласных внутри слова (между ними и проходит слогораздел) совершенно нормальны. Примеры из арабского: 'солнце', cub = zun 'хлеб' (здесь знак = показывает слогораздел).
Среди перечисленных имеются языки, в которых правила формирования слоговой структуры требуют вставки выполняющего роль служебной фонемы нейтрального гласного (типа ) внутрь недопустимых сочетаний согласных, которые возникают при сложении морфем в слове. Пример из алюторского языка (Камчатка): 'я его сжимаю' (плюс указывает морфемную границу). Здесь служебные (они отделены дефисом) вставлены между консонантными морфемами по стандартным правилам. Слоговая структура этого слова такова: .
Различные способы устранения недопустимых начальных сочетаний согласных часто наблюдаются в заимствованиях. Один из них состоит в упрощении начального сочетания, ср. эстонские формы: kool 'школа', tool 'стул'. Другой способ состоит в добавлении начального гласного (это явление называется протеза). Примеры с теми же словами из андийского языка (Дагестан): 'школа', ustul 'стол'.
Дальнейшее расширение репертуара допустимых слогов может идти по линии усложнения как инициали, так и финали. Наиболее типичные структуры хорошо согласуются с универсальным принципом «восходяще-нисходящей звучности», который предполагает цепочку «шумный + сонорный» для инициали и «сонорный + шумный» для финали. Однако далеко не все языки используют оба типа сочетаний согласных. Так, в большинстве дагестанских языков используются конечные сочетания -RT, а вот в начале слога допускается только один согласный. Соответственно, внутри слова возможны лишь трехконсонантные последовательности -RT = R- и -RT = T-. Примеры из арчинского языка: dump = li 'мячом', marz = dut 'чистый'.
Пример языка, в котором активно использовались начальнослоговые последовательности TR-, дает древнерусский: , , , и т.д. (знаки и в древнерусском обозначали различные редуцированные гласные). Встречались также начальные сочетания фрикативных со взрывными (TT-): сп-, ст-, ск- (, ) и их комбинации с сонорными (TTR-): , . При этом согласные в конце слога не допускались (закон открытого слога). Таким образом, древнерусский язык имел четкую слоговую структуру и звуковая цепь однозначно делилась на слоги. Такая организация звуковой цепи сохраняла свойства общеславянского языка.
Однако позднее, в результате утраты редуцированных гласных, в русском и других славянских языках возникли разнообразнейшие сочетания согласных. Примеры сочетаний в начале и конце слова в польском и русском языках: drgn ac 'вздрогнуть', pstrag 'форель', glu pstw 'глупостей'; вздрогнуть, Псков; черств, Волжск. Отсутствие строгой структурированности консонантных последовательностей характерно и для ряда других языков мира (абхазо-адыгские и картвельские языки Кавказа, индейские языки Северной Америки). Примеры сложных начальных сочетаний в грузинском языке: brdzola 'борьба', t'k'bili 'сладкий'.
Языки со сложными консонантными комплексами в начале и конце слова имеют обычно и весьма разнообразные срединные сочетания (русские примеры: бедственный, мудрствовать). Во многих таких случаях однозначное проведение границы между слогами невозможно. Даже предложенный польским лингвистом Е.Куриловичем принцип, в соответствии с которым слогораздел должен давать сочетания, типичные для начала и конца слова, исключает лишь часть возможных членений: для русского языка допускаются, например, членения ве=сна и вес=на; о=стрый, ос=трый и ост=рый. Интуиция носителей языка также не дает здесь однозначного решения. Однако существует и точка зрения (Л.В.Бондарко), согласно которой слогораздел в русском слове всегда проходит после гласного.
Из сравнения слоговой фонотактики в разных языках мира следует вывод, что имеется два разных способа организации звукового потока, которые можно условно назвать «квантовым» и «волновым» (С.В.Кодзасов, И.А.Муравьева). «Квантовая» речь основана на сложении слоговых цепочек со строго фиксированной внутренней структурой и четко заданными границами. «Волновая» речь основана на чередовании вокалических «вершин» и консонантных «провалов»; при этом структуры консонантных сочетаний являются неопределенными, а границы нисходящего и восходящего склонов соседних слоговых импульсов – размытыми. Языки типа русского относятся к «волновым», тогда как языки, которые рассматривались до него, являются «квантовыми».
Однако провести четкое различие между языками первого и второго типа удается не всегда. Основные европейские языки занимают промежуточное положение. Например, в английском языке корневые морфемы имеют относительно простую базовую структуру конечнослоговых комплексов – это в основном сочетания сонорного с шумным (bulk, since, band, ink) или двух глухих шумных (mist, apt). Однако концы словоформ часто бывают отягощены сложными конечными сочетаниями, возникающими в результате прибавления консонантных аффиксов – th, -s, -d: sixth, tenths, twelfths, plunged, glimpsed. Такие сочетания не описываются простыми общими законами. Более ограниченную сочетаемость мы находим в немецком и французском языках, но и здесь представлены конечные комплексы, не характерные для языков со строгой структурой слога (нем. sagt, Angst; фр. prendre, ventre).
Тенденции организации конца и начала слога не симметричны. Если одни языки подчиняются закону открытого слога, то другие языки, напротив, не допускают неприкрытого слога. Универсальным нейтральным слогом необходимо признать слог структуры CV; такие слоги наиболее частотны в любом языке. При этом языки различаются по тому, насколько употребительны в них неприкрытые слоги. Так, для славянских языков этот тип слога не столь типичен. Некоторые из слов праславянского языка, которые начинались с гласных, в нынешних языках получили протетические согласные (ср. ст.-сл. – рус. ягненок, ст.-сл. – рус. восемь). Для русских корней характерно почти полное отсутствие так называемых зияний, т.е. сочетаний гласных, не разделенных согласным (типа паук). Однако при возникновении зияний в производных словах они не устраняются (научить, наигрывать), т.е. системного запрета на неприкрытость слога нет. В то же время существуют языки, в которых слог обязательно прикрыт согласным. Если морфема в исходной форме не имеет начального согласного и при построении слова он не присоединяется слева, то используются разные техники устранения неприкрытости слога. Например, в алюторском языке начальный гласный слова прикрывается гортанной смычкой, а в срединных сочетаниях гласных устраняется один из членов: 'он говорит' > , ga + iv + lin 'он сказал' > givlin. В других языках может использоваться иная техника устранения зияний – вставка глайдовых согласных (j, w, ).
Однако существуют языки с гораздо большей терпимостью к неприкрытым слогам, и в таких языках допустимы длинные цепочки одногласных слогов. Таковы языки банту (пример из камба: koioauai 'это невыносимо') и полинезийские языки (пример из маори: tuuaaumu 'заклинание').
Иногда сонорный бывает отделен от ближайшего гласного шумным согласным; стандартная схема слога при этом нарушается. В этом случае сонорный может стать вершиной дополнительного слога: он произносится более звучно, чем обычно («вокализуется»). Примеры из русского языка: театр , корабль (в квадратных скобках дана фонетическая транскрипция, в ней слоговое произношение согласного обозначается кружочком снизу). Примеры из английского языка: little , written . В русском и английском языке сонорные никогда не являются единственными (а тем самым ударными) слогоносителями в слове, однако существуют языки, в которых слоговой сонорный выступает как вершина единственного слога (таковы, в частности, чешский, сербский и др. славянские языки). Примеры из чешского: srp 'серп', smrt 'смерть', vlk 'волк'. Эти слоговые сонорные восходят к праславянскому языку, а в нем, как предполагается, они отражают соответствующие звуки праиндоевропейского языка.
СЛОГ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКА
Структура слога и ударение.
Ритмическая схема слова в качестве основы имеет слоговую структуру. Фонетическое выделение одного из слогов делает его ритмической вершиной – носителем словесного ударения. Природа этого выделения в разных языках различна, однако имеются случаи, когда размещение ударения зависит от так называемой «тяжести» слогов. Если рифма состоит из одного лишь краткого гласного, то слог является «легким», «тяжелыми» же являются слоги, содержащие консонантную финаль или же имеющие долгий гласный в качестве ядра. Обычно «тяжесть» слога имеет значение в том случае, когда выбор ударения ориентирован на начало или конец слова. Примером является латинский язык, который имеет ударение на предпоследнем слоге, если он является тяжелым; в противном случае ударение размещается на втором слоге от конца независимо от его тяжести: natú:ra 'природа', но né:bula 'туман'; modéstus 'скромный', но ásinus 'осел' (знаком «:» обозначена долгота гласного звука).
Слог и слово.
В большинстве языков минимальной единицей ритмико-слоговой организации речи является слово. Нарушающий эту закономерность тип ритмико-слоговой структуры обнаруживает французский язык, который в качестве минимальной ритмической единицы имеет синтагму – грамматически и семантически объединенную группу слов. Ритмической вершиной синтагмы является ее последний слог, тогда как неконечные слова в составе синтагмы ударения не имеют. Синтагма объединяется не только ударением, но и отсутствием ориентации на границы морфологических слов при слогоделении – внутри нее происходит свободное слоговое перераспределение звуков, относящихся к разным словам, например, C'est une autre affaire [se=ty=no=tra=fe:r] 'Это другое дело'. (Это явление называется слоговым переразложением.) Такой тип ритмико-слоговой организации речи является редким исключением – обычно границы слова совпадают со слоговыми границами.
Моносиллабические языки.
В большинстве языков мира членение слова на минимальные значимые единицы (морфемы) и на слоги не скоррелировано. Ср. морфологическое и слоговое строение русского слова отыскалась: от+иск+а+л+а+сь [а=тыc=ка=лас']. Границы морфем и слогов здесь не соотнесены: части одной морфемы оказываются внутри разных слогов, соединяясь с частями соседних морфем, т.е. имеет место слоговое переразложение морфем. Однако имеется особый тип языков (морфосиллабические, или моносиллабические), в которых морфема и слог совпадают. Сюда относятся языки Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский и др.), на которых говорит значительная часть населения земного шара.
Слог моносиллабических языков имеет строгую структуру, которая описывается специфическим образом. Инициаль (она в большинстве языков этого типа может быть реализована не более чем одним согласным) противопоставляется финали. Финаль подразделяется на медиаль (ее представляют полугласные и ), централь (представлена гласными) и терминаль (представлена полугласными или носовыми). При полном заполнении возможных позиций получаются слоги типа китайских , .
Общее число слогов разного сегментного состава при небольшом количестве согласных и гласных и строгой ограниченности структуры слога весьма незначительно. Этот недостаток материала для выражения смыслов компенсируется разнообразием комбинаций слогов-морфем внутри слова. При этом слоговое переразложение морфем внутри слова невозможно – совпадение границ морфем и слогов обязательно сохраняется. Примеры китайских сложений: 'змея' ('длинный' + 'червяк'); fu = mu 'родители' ('отец' + 'мать'); 'портфель' ('кожа' + 'обертка').
Ограниченность звукового материала компенсируется также наличием в моносиллабических языках тональных смыслоразличительных противопоставлений. Тон характеризует слог как целое, реализуясь на всем его протяжении. Число тонов различается по языкам и диалектам. Так, в пекинском диалекте китайского языка имеются четыре тона. Например, слог так меняет значение в соответствии с тоном произнесения: 'терять'(высокий ровный тон), 'десять'(восходящий тон), 'история' (нисходяще-восходящий тон), 'дело' (нисходящий тон).
Тон является не единственным просодическим признаком, который может характеризовать слог как целое; ко всем сегментам слога могут относиться также и тембровые признаки типа палатализованности, веляризованности, фарингализованности.
Курилович Е. Вопросы теории слога. – В кн.: Е.Курилович. Очерки по лингвистике. М., 1962
Лекомцева М.И. Типология структур слога в славянских языках. М., 1968
Шеворошкин В.В. Звуковые цепи в языках мира. М., 1969
Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977
Кодзасов С.В., Муравьева И.А. Слог и ритмика слова в алюторском языке. – Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики, вып. 9. М., 1980
Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»