ВАН ГЭНЬ
ВАН ГЭНЬ, Ван Инь, Ван Жучжи, Ван Синьчжай (1483–1541), китайский философ-неоконфуцианец, основоположник Тайчжоуской школы – так называемого левого крыла янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА). Родился 20 июля 1483 в Аньфэнчан (округ Тайчжоу провинции Цзянсу). Будучи потомственным солеваром и мелким торговцем, не имел официального статуса ученого. В 28 лет после «озарения», вызванного вещим сном, в котором он предотвратил падение небосвода, начал проповедовать собственное учение, основанное на свободной интерпретации конфуцианской классики. В 38 лет стал учеником Ван Янмина, который дал ему новое имя – Гэнь («Прочность», см. ГУА). Происхождение и жизненный опыт Ван Гэня обусловили эгалитаристский, популистский и оппозиционный характер его идеологии, что делало ее весьма популярной в низших слоях общества. Умер он 4 января 1541.
Учение Ван Гэня, концентрирующееся вокруг проблем Да сюэ, можно отнести к сфере этико-социальной антропологии. Взяв в качестве основополагающего понятия «выверение вещей» (гэ у), Ван Гэнь истолковывал его как индивидуальную «установленность в высшем благе» («установку на совершенном добре»), т.е. установление правильной, гармонической связи между субъектом – «личностью/телом» (шэнь2) и объектом – обществом и миром. Трактовка этой связи зиждется на трех кардинальных идеях: 1) «единотелесности» (и ти) организмической Вселенной, единства личности и дао; 2) центральной роли человека в мироздании, а личности – в обществе; 3) «взаимности» (шу3) как универсальной основе человеческих отношений. Каждый человек должен сохранять (бао) в естественном совершенстве не только свое «сердце», исполненное «благосмыслия» (лян чжи) (см. ВАН ЯНМИН), или «сиятельной мудрости» (мин чжэ), но и «личность/тело», являющуюся мерой («угольником») для всех уровней социальности (семьи, государства, Поднебесной). Любое воздействие на общество и мир возможно лишь посредством воздействия на самого себя; это воздействие, сказавшись на объекте, эхом возвращается к субъекту. Ван Гэнь проповедовал своеобразный «разумный эгоизм», исключавший и жертвенный альтруизм, и эгоцентрическое себялюбие: подлинная любовь к себе неотделима от любви к людям. В этой проповеди слышны моистские мотивы (см. МОИЗМ), но без самоограничительного ригоризма. За то, что Ван Гэнь придавал «слишком» большое значение чувственным желаниям, он подвергся критике со стороны янминиста Лю Цзунчжоу (16–17 вв.). Считая человеческую «природу» (син1) способной «спонтанно» (цзы жань) и в «обыденных условиях» (бай син жи юн) «доводить благосмыслие до конца» (чжи лян чжи), Ван Гэнь с наибольшей радикальностью в конфуцианстве развил тезис о возможности для каждого человека стать «совершенномудрым» (шэн жэнь). «Путь совершенномудрых не выходит за обыденные условия», поэтому «когда вдоволь еды и одежды, расцветают благопристойность (ли2) и должная справедливость (и1)». Ван Гэнь выступал за уравнительное (пин цзюнь) распределение государственной и целинной (не находящейся в частном владении) земли.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»