УМЕРЕННОСТЬ
УМЕРЕННОСТЬ – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали умеренность одной из основных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Они определяли умеренность как способность человека с помощью разума преодолевать те удовольствия и влечения, которые препятствуют достижению блага.
По Платону, умеренность предполагает самопознание, которое раскрывает человеку принцип различения добра и зла, совпадает с нравственным совершенствованием. Умеренность проявляется, когда правильное мнение о благе управляет поведением человека. Платон также считал умеренность добродетелью государства, когда «ничтожные вожделения большинства» подчинены «разумным желаниям меньшинства», и когда большинство и меньшинство согласны на это распределение ролей. Умеренность государя как гармония пронизывает все государство целиком.
Аристотель определил умеренность как обладание серединой в связи с телесными удовольствиями от вкуса и осязания. Умеренность противостоит бесчувственности – нарушению меры в сторону недостатка, но главным образом, распущенности – нарушению меры в сторону избытка. Умеренность требует, чтобы человек вообще не стремился к низменным удовольствиям и ко всему не должному, чтобы он не стремился к удовольствиям, когда не следует и не страдал от их отсутствия. Аристотель отличает умеренность от рассудительности. Умеренность как нравственная добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средства для ее достижения. И для Платона, и для Аристотеля умеренность является благой, прекрасной и полезной.
Отношение к удовольствиям стало предметом особого философского внимания в эпоху империй. М.Фуко связывает это с расцветом «культуры себя», подчиненной принципу заботы о себе. Этот принцип требовал за текущими делами помнить о своей главной цели – заботиться о душе. В контексте «культуры себя» требование умеренности означало призыв к душевному и телесному здоровью, которое обеспечивается согласованностью желаний души и тела. Умеренность обеспечивает независимость человека от всего того, над чем он не властен.
В христианской трактовке умеренность определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание умеренности включает правильное отношение к миру и мирским благам. Умеренность выражается в здравости, целостности сознания. Обладающий умеренностью смиренен и удовлетворен, не подвержен гневу, тщеславию и отвергает «мирские похоти». В отношении к телесным потребностям умеренность выражает такое господство духа над человеческой природой, при котором тело является послушным орудием духа.
В Новое время умеренность в отношении к чувственным удовольствиям чаще рассматривалась в качестве необходимого условия счастья, понимаемого как благополучие. И.Кант считал умеренность обязанностью человека по отношению к самому себе как животному существу. Умеренность направлена на сохранение физической и тем самым моральной природы человека в совершенстве.
Ольга Артемьева
Аристотель. Никомахова этика. Кн. 3, Кн. 6–7. – В кн.: Аристотель. Соч. в 4 тт. Т. 4. М., «Мысль». 1984
Платон. Алкивиад I // Платон. Собр. соч. в 4 тт. Т. I. М., «Мысль», 1990
Платон. Алкивиад II. – В кн.: Платон. Собр. соч. в 4 тт. Т. I. М., «Мысль», 1990
Платон. Хармид. – В кн.: Платон. Собр. соч. в 4 тт. Т. I. М.,«Мысль», 1990
Платон. Государство. – В кн.: Платон. Собр. соч. в 4 тт. Т. 3. М., «Мысль», 1994
Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., «Паломник», 1996
Смит А. Теория нравственных чувств. М., «Республика», 1997
Фуко М. Забота о себе. История сексуальности III. Киев, «Грунт», 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»