РИД, ТОМАС
РИД, ТОМАС (Reid, Thomas) (1710–1796), основатель шотландского реализма, или философии «здравого смысла». Родился в Строне (Шотландия) 26 апреля 1710. Получил образование в Маришал-колледже Абердинского университета, который окончил в 1726, затем работал в университете библиотекарем в течение 10 лет. В 1737–1751 был служителем пресвитерианской церкви. В 1751–1764 профессор философии Кингз-колледжа Абердинского университета, в 1764–1780 профессор моральной философии университета Глазго (в качестве преемника А.Смита). Умер Рид в Глазго 7 октября 1796.
Рид известен своей реалистической теорией чувственного опыта. С помощью этой теории он стремился преодолеть скептицизм Локка (и Декарта), в крайней форме выразившийся в эмпиризме и скептицизме Юма. Слабым пунктом юмовской философии Рид считал его «теорию идей». Юм полагал, что с точки зрения философии нет оправдания верованиям «вульгарного» рода, согласно которым мы воспринимаем материальные объекты и реально существующие связи между этими объектами. Рид возразил, что основные убеждения здравого смысла, при всем критическом к ним отношении, должны разделяться и философами. По Юму, все впечатления принадлежат сфере сознания воспринимающего человека. Согласно Риду, восприятие всегда имеет «объект, отличный от акта восприятия... существующий независимо от того, воспринимается он или нет». Ощущения предполагают материальные объекты. Однако Рид не смог последовательно провести свою позицию. Иногда он говорил об ощущениях лишь как о «знаках» внешних объектов, тем самым вновь подвергая себя разрушительному действию юмовской критики. Но даже тогда он защищал реализм, утверждая, что простейший акт сознания включает суждения о том, что находится вне сознания, и выдвинул смелую мысль, что эти суждения жизненно необходимы и самоочевидны. Согласно Риду, «здравый смысл» – особая способность ума и ряд принципов и суждений теоретического и практического рода, которые невозможно вывести из опыта и которые являются даром Небес (например, вера в Бога, душу, причинность, существование внешнего мира и т.д.). Эти самоочевидные принципы являются основанием всякого разумения и всей науки. Рид различал «необходимые истины» и «эмпирические истины», в каждом из этих типов – первые принципы; среди первых принципов первого рода он называл логические аксиомы, математические аксиомы и первые принципы морали и метафизики. В качестве примера принципов второго рода можно привести следующий: «Реально существуют те вещи, которые мы отчетливо воспринимаем с помощью наших чувств; они таковы, какими мы их воспринимаем». Рид занимал позиции то естественного (натуралистического) реализма, то «выводного» реализма, основанного на логическом заключении из опыта.
В этике Рид полагал, что совесть прямо и непосредственно указывает, что является правильным и достойным; поэтому разум необходим только для того, чтобы достигать целей, уже определенных моральным чувством человека.
Философия Рида изложена в трех книгах: Исследование человеческого разума согласно принципам здравого смысла (An Inquiry into the Human Mind on the Principles of Common Sense, 1764), Опыты об интеллектуальных способностях человека (Essays on the Intellectual Powers of Man, 1785), Опыты о деятельных способностях человека (Essays on the Active Powers of Man, 1788).
Идеи Рида занимали господствующее положение в британской философии (главным их представителем в 19 в. был У.Гамильтон), пока не были вытеснены идеализмом Канта и Гегеля. Они были подхвачены во Франции П.Руайе-Колларом и В. Кузеном, в США – Джеймсом Маккошем и Ноем Портером.
Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб, 2000
Ответь на вопросы викторины «Философия»