ПАРАДИГМА
ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками.
В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции, служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм изменяющегося слова.
Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закреплено Т.С.Куном. Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В 18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и т.п.
Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный (насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме ко второму изданию Структуры научных революций (The Structure of Scientific Revolutions, 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.
Он выделил метафизические части парадигмы, понимая под этим некие принципиальные видения предмета науки и некоторые философские, мировоззренческие идеи; ценности парадигмы; символические обобщения и «парадигмы как образцы решения задач». И здесь возникали парадоксы. Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция. Но если символические обобщения и образцы решения задач внести в состав парадигмы, тогда их изменения будут научной революцией. В качестве примера символического обобщения он приводил закон колебания маятника. А образец решения задачи, например, колебания – это осциллятор. И здесь у Куна возникали парадоксы, поскольку такого типа новое символическое обобщение можно считать научной революцией, – но тогда теряется определенность нормальной науки.
В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином «дисциплинарная матрица».
Ответь на вопросы викторины «Философия»