НЕОПИФАГОРЕИЗМ
НЕОПИФАГОРЕИЗМ – направление античной философии 1 в. до н.э.–3 в. н.э., связанное с пифагорейской традицией и философией т.н. среднего платонизма. Главные представители неопифагореизма: Евдор Александрийский, Аполлоний Тианский, Трасилл, Модерат, Никомах из Герасы, Теон из Смирны, Нумений. Все они в своих сочинениях уделяли большое внимание методам математического символизма.
Началом всего в неопифагореизме полагали Единое (Евдор, Нумений), или монаду (Никомах), которым противопоставлялся принцип множественности – диада. Ум и область подлинного бытия рассматривали как рожденные от первоначала. Порождение порядка бытия описывалось с помощью образов точки – линии – плоскости – тела. Наиболее востребованными сочинениями Платона в данной традиции стали Парменид, Тимей и второе письмо Платона.
Этическим идеалом в неопифагореизме служил пифагорейский образ жизни с его аскетизмом и предписаниями «очищений». Для неопифагореизма характерно обращение к символике чисел (Никомах), астрологии (Трасилл), магии, восточным учениям (Нумений), идеализация личности Пифагора (биографии Никомаха, Модерата). Многие черты неопифагореизма впоследствии были усвоены неоплатонизмом.
Мария Солопова
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. – Изд. подг. Е.Г.Рабинович. М., 1985
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 2000
Диллон Д. Средние платоники. СПб, 2002
Ответь на вопросы викторины «Философия»