МУНЬЕ, ЭММАНЮЭЛЬ
МУНЬЕ, ЭММАНЮЭЛЬ (Mounier Emmanuel) (1905–1950), французский философ-персоналист. Родился 1 апреля 1905 в Гренобле в семье фармацевта. Вопреки воле отца, побуждавшего сына заняться медициной, сделал выбор в пользу философии. Изучал философию под руководством Жака Шевалье и в 1928 получил степень агреже. Преподавал философию в лицеях в Сент-Оме и в Нёйи. Взгляды Мунье формировались под влиянием учения Бергсона, католической мысли, феноменологии, концепции Ш.Пеги и марксизма. Мунье много общался с Ж.Маритеном, Н.Бердяевым, Г.Марселем.
В 1930-е годы, осмысляя «тотальный кризис цивилизации», Мунье увидел возможность возрождения духовности в мире в соединении христианских идей с социалистическим движением. В 1932 вместе с группой единомышленников основал журнал «Эспри» («Esprit»), целью которого стало исследование положения человека в мире, выяснение отношений между духовным призванием личности и императивами общества. В журнале разрабатывались ключевые идеи и принципы персонализма, который в понимании Мунье радикально отличается от индивидуализма. Если индивид представляет собой замкнутую в себе абстракцию, не имеющую выхода к окружающему миру, то личность – это открытость миру, другим и Богу; она постоянно ведет с ними диалог. Личность укоренена в мире живого (через тело), непрестанно общается с миром, всегда пребывает в конкретной ситуации, требующей от нее выбора и самопреодоления. Внутри самого вовлечения в мир, в любой ситуации личность должна сохранять свободу и устремленность к бесконечному, к Абсолюту. В этом смысле в личности совершается процесс двоякого рода – трансцендирование и воплощение.
Мунье понимал персонализм не как некую философскую систему, а как вдохновение, порыв, способные изменить мир. Способ выхода из кризиса он увидел в духовной революции, открывающей третий путь между капитализмом, ориентированным на материальные ценности, и деспотическим коллективизмом. В 1935 вышел том «Эспри», озаглавленный Революция персоналистская и общностная, где обосновывалась необходимость революции двоякого рода: личностной, происходящей в течение всей человеческой жизни и выражающейся в постоянном самосовершенствовании личности в общении с миром, с другими людьми и с Богом, и общностной, ведущей к установлению справедливого строя и создающей предпосылки реализации христианских идеалов в мире. В этих положениях выразился протест персоналистов против капитализма, в котором они видели общество потребления, сводящее существование к материальной жизни и деструктивное по отношению к личности.
С 1935 Мунье преподавал во французском лицее в Брюсселе. В 1940 обосновался в Лионе, чтобы подготовить издание «Эспри» в южных областях Франции. В июне 1941 журнал был запрещен. Во время войны Мунье участвовал в движении Сопротивления; на процессе по делу подпольной организации «Борьба» в Лионе в октябре 1942 ему был вынесен оправдательный приговор за недоказанностью обвинения. В декабре 1944 издание «Эспри» было возобновлено, и на его страницах Мунье и его сподвижники продолжили исследование проблем культурного и политического возрождения мира, вели дискуссии с представителями иных философских ориентаций, в том числе экзистенциализмом и марксизмом. Считая марксистскую критику капитализма справедливой, Мунье полагал, однако, что коллективизм должен быть персонализирован. Он говорил о необходимости строя с частичной коллективной собственностью, где труд представлял бы собой не товар, а творчество, где экономика была бы поставлена на службу этике. Разделяя некоторые идеи анархизма, в частности Прудона, Мунье подчеркивал значение федерализма, повышения роли местных властей, ослабления государства ради развития непосредственных отношений между гражданами. В то же время, в отличие от анархистов, Мунье признавал необходимость политической власти, способной ограничить, когда это потребуется, власть государства. В предлагаемом персонализмом плюралистическом обществе власть должна исходить от личностей, от всего народа как источника авторитета и содействовать общему благу. Мунье выдвигал и идеи персоналистского интернационализма, говоря о создании мирового сообщества, отвечающего требованиям всеобщего блага и ведущего к установлению мира между людьми.
Среди других работ Мунье – Концепция Шарля Пеги (La pensée de Charles Péguy, 1931); От капиталистический собственности к собственности человеческой (De la propriété capitaliste à la propriété humaine, 1936); Манифест персонализма (Manifeste au service du personnalisme, 1936); Анархия и персонализм (Anarchie et personnalisme, 1937); Христианское столкновение (L'affrontement сhrétien, 1944); Трактат о характере (Traité du caractère, 1946); Введение в экзистенциализмы (Introduction aux éxistentialismes, 1947); Персонализм (Personnalisme, 1949); Путевые заметки (Carnets de route, t. 1–2, 1950–1951). Посмертно изданы: Сочинения (Oeuvres, t. 1–4, 1961–1964).
Умер Мунье в Париже 22 марта 1950.
Ирина Блауберг
Мунье Э. Персонализм. М., 1992
Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994
Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М., 1995
Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Философия»