МЕН ДЕ БИРАН, МАРИ ФРАНСУА ПЬЕР
МЕН ДЕ БИРАН, МАРИ ФРАНСУА ПЬЕР (Maine de Biran, Marie François Pierre) (1766–1824), настоящее имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран, французский философ и политический деятель. Родился в Бержераке 29 ноября 1766 в семье врача. После окончания учебы поступил в 1784 на службу в королевскую гвардию и в октябрьские дни 1789 находился в Версале, где был ранен. В период революционного террора укрылся в родовом имении Грателу близ Бержерака. Испытал влияние идей Руссо. После падения Робеспьера вернулся в политику, был избран в Совет Пятисот. Вновь оказавшись в провинции, с 1802 по 1814 написал основные сочинения: Заметки о влиянии привычки на способность мышления (Mémoire sur l'influence de l'habitude sur la faculté de penser, 1802); Заметки о разложении мышления (Mémoire sur la décomposition de la pensée, 1805); Заметки о непосредственной апперцепции (Mémoire sur l'aperception immédiate, 1897); Заметки об отношении физического и духовного в человеке (Mémoire sur les rapports du physique et du moral de l'homme, 1814). За ними последовал самый значительный труд Мен де Бирана Опыт об основаниях психологии и о ее отношениях с изучением природы (Essai sur les fondements de la psychologie et de ses rapports avec l'étude de la nature).
При Наполеоне Мен де Биран был супрефектом в Бержераке, при Людовике XVIII – членом палаты депутатов и Государственного совета. В 1816 обосновался в Париже, где продолжил философскую деятельность, входил в кружок интеллектуалов, среди которых были В.Кузен, Кювье, Гизо и др. Последний его труд, Новые опыты по антропологии (Nouveaux essais d'anthropologie), начатый в 1823, остался незавершенным.
Продолжая традиции Руссо, Паскаля и Бюффона, отталкиваясь от идей Кондильяка и его последователей – т.н. «идеологов» (les idéologues), Мен де Биран критически переосмыслил учение сенсуализма, подчеркнув активную сторону познания. В центре его внимания – человек как духовно-телесное существо. Будучи самоучкой в философии, он разработал концепцию фактов сознания, близкую учениям Фихте и Шопенгауэра и основанную на методе психологического анализа, где главную роль играет самонаблюдение. В противоположность Декарту, рассматривавшему cogito как мыслящую субстанцию, впервые исследовал мысль в форме не абстрактного, а индивидуального Я. Внутренний опыт, полагал Мен де Биран, не открывает никаких субстанций, а декартовское cogito как попытка рефлексии Я над самим собой, без учета взаимодействия с телом, ведет к отрыву мыслящей субстанции от субстанции протяженной. В акте рефлексии нет ничего интеллектуального: это – непосредственный опыт свободного усилия человеческой воли, в момент которого человек познает себя как духовно-телесное существо. Это источник самого сознания: здесь субъект впервые постигает самотождественность и свободу. Если первичный факт сознания – чувство усилия, то необходимый его коррелят, также данный в акте рефлексии, – чувство сопротивления, исходящего от внешнего объекта. Внутреннее наблюдение говорит о том, что всякое познание есть действие на внешние предметы, усилие для преодоления сопротивления. Из этого факта сознания уже вырастают интеллектуальные формы познания, категории субстанции, силы, причинности и др.
Вначале Мен де Биран рассматривал внутренний опыт преимущественно с физиологической и психологической точки зрения, затем в плане метафизики и, наконец, в религиозном плане (как способ постижения Бога); в исследовании духовной жизни исходил, как впоследствии и Бергсон, из фактов внутреннего религиозного опыта. В подходе к проблемам морали придерживался в основном принципов этики стоицизма, а затем нашел точку опоры в признании божественного всемогущества, дающего возможность противостоять тяготам переменчивой судьбы.
Концепция Мен де Бирана повлияла на последующую философскую мысль, в том числе 20 в. (в частности, на становление экзистенциализма и на концепцию Ж.Набера).
Умер Мен де Биран в Париже 20 июля 1824.
Ирина Блауберг
Ответь на вопросы викторины «Философия»