ИНЬ-ЯН
ИНЬ-ЯН. Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян – теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В Го юй (5–3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци1) – соответственно «земная» и «небесная», нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4–3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина «покой» и «движение» (см. ДУН – ЦЗИН). В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотического» – хунь дунь) единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян – дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь1, одно ян1 – это и есть дао» (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы «двумя образцами» (лян и), рожденными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) – прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о «пяти элементах» (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений.
Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки – моральные качества, награды и наказания: «Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе – в ян1»; «в ян1 – высокое начало, в инь1 – низкое» (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой «движения» и «покоя» собственно «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в «пневме». Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал «взаимопроникновение» инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1972
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»