ХЭ ТУ И ЛО ШУ
ХЭ ТУ И ЛО ШУ. План (карта) [из Желтой] реки и Письмена (документ) [из реки] Ло – нумерологические (сян шу чжи сюэ) пространственно-числовые (троично-пятеричные) схемы, «магический крест» и магический квадрат соответственно, образованные по квадратно-девятиклеточной модели «канона» (цзин), в качестве универсальных методологических матриц использовавшиеся для представления любых понятийно-образных категорий китайской философии и науки, но прежде всего символов и чисел Чжоу и, благодаря чему в эпоху Сун (11–13 вв.) они легли в основу обязанного им своим именем нумеролого-методологического «учения о планах и письменах» (ту шу чжи сюэ). В религиозно-мифологических представлениях хэ ту и ло шу выступали в качестве магических символов, изначально определивших культурное развитие и своим новым появлением знаменующих наступление вселенской гармонии и общественного благоустройства.
Словосочетание «хэ ту» встречается уже в гл. 50/52 Шу цзина (8–6 вв. до н.э.), но его точное значение там трудноопределимо. Конфуций видел в хэ ту благовещее знамение (Лунь юй, IX, 8/9). В приписываемой ему философской части Чжоу и – Си цы чжуани (Комментарий привязанных слов, 4 в. до н.э.) хэ ту и ло шу определяются как «образцы для совершенномудрых (шэн1) людей». В гл. 20 Гуань-цзы (5–3 вв. до н.э.) появления хэ ту и ло шу причислялись к предзнаменованиям, по которым прежде люди «постигали предопределение (мин1)». Лю Синь (1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.) отождествил хэ ту с восемью триграммами, а ло шу – с кратким изложением содержания предельно схематизированной и методологизированной гл. Хун фань (Величественный образец) Шу цзина, входящим в саму эту главу. Ян Сюн (1 в. до н.э. – начало 1 в.) сообщил легенду, согласно которой мифический создатель китайской цивилизации Фуси увидел хэ ту на боках «дракона-коня», появившегося из Желтой реки (Хуан-хэ), а ло шу – на панцире чудесной черепахи из реки Ло (Ло-шуй) и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. В Хань шу (История [династии] Хань, 1 в.), гл. 27 У син чжи (Трактат о пяти элементах), представлена версия, согласно которой Фуси на основе хэ ту создал восемь триграмм, а основатель династии Ся культурный герой Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав «девять разделов» (цзю чоу) текста Хун фань. В эпоху Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.) существовали апокрифические сочинения «хэ ту» в девяти главах (пянь) и «ло шу» в шести главах (указанные числа имеют в данном случае характеризующее их нумерологическое значение).
Даосский наставник Чэнь Туань (ок. 906–989), комментируя символы и числа Си цы чжуани с помощью пространственной структуры «девяти дворцов» (цзю гун), включающей в себя числа от 1 до 9 и 8 триграмм, и соответствующих пяти элементам числовых пар 1–6, 2–7, 3–8, 4–9, 5–10, описал «драконовый план» (лун ту), охватывающий хэ ту и ло шу. Следуя за ним, Лю Му (11 в.) разделил эти схемы и дал им соответствующие названия, а Чжу Чжэнь (1072–1138) представил в стандартном изображении. Ученый и нумеролог Цай Юаньдин (1135–1198), восприняв эту традицию и полагая, что первоначально хэ ту и ло шу изобразил потомок Конфуция Кун Аньго (2 в. до н.э.), за которым последовали Лю Синь и Шао Юн (1011–1077), выдвинувший тезис об универсальной первичности чисел (шу1), а затем и Лю Му вместе с тем указал на то, что в версии Лю Му – Чжу Чжэня названия схем переставлены местами. Он осуществил обратную переставку, которую воспринял его единомышленник Чжу Си (1130–1200), канонизировавший ее благодаря своему высочайшему авторитету в классическом трактате Чжоу и бэнь и (Коренной смысл «Чжоуских перемен»).
В 17 – начало 18 в. Хуан Цзунси и Ху Вэй оспаривали интерпретацию этих схем, представленную Чжу Си. В 20 в. Гао Хэн обосновал предположение, что в древности под названиями «хэ ту» и «ло шу» фигурировали некие трактаты по географии.
На рис. 1,а, рис. 2,а представлены стандартные чжусианские изображения хэ ту и ло шу, где, видимо восходя к даосской интерпретации, светлые кружки означают нечетные числа, темные – четные. Сумма нечетных чисел магического квадрата ло шу составляет 25 (1 + 3 + 5 + 7 + 9), четных – 20 (2 + 4 + 6 + 8); сумма всех троек чисел по вертикали, горизонтали и диагонали – константа 15 (в чем и состоит магичность), а всего – 45. Суммы нечетных и четных чисел «магического креста» хэ ту составляют соответственно 25 и 30, в совокупности – 55, т.е. указанное в Си цы чжуани (I, 8) «число Неба и Земли» (тянь ди чжи шу). Согласно толкованию Лю Му, при сложении отдельно четных и нечетных чисел двух схем получается также указанное в Си цы чжуани и использовавшееся в китайской математике «число великого расширения» (да янь чжи шу) – 50. Общие суммы чисел каждой из схем якобы уменьшены либо увеличены на 5 относительно 50 для того, чтобы скрыть это таинственное число.
Хэ ту и ло шу представляют собой стандартные нумерологические матрицы, в основе которых лежит «канон» (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ), то есть девятиклеточный квадрат. Хэ ту занимает в нем пять клеток, каждой из которых соответствует пара чисел натурального ряда от 1 до 10. Числа в парах различаются на 5 (1 и 6, 2 и 7 и т.д.). Первая пятерица (1, 2, 3, 4, 5) суть «порождающие числа» (шэн у), вторая (6, 7, 8, 9, 10) – «формирующие числа» (чэн шу). Эти числовые элементы хэ ту могут быть соотнесены с восьмью триграммами, пятью элементами, пятью сторонами света и другими категориальными комплексами. Ло шу представляет собой девятиклеточный квадрат как таковой, генетически соотносящийся с аналогичной структурой древнейшего ритуального помещения – «пресветлого престола» (мин тан), и в то же время выступающий в качестве своеобразной «математической машины»: складывая соседние числа против хода часовой стрелки и каждый раз используя в качестве первого слагаемого полученную сумму, можно получить следующее по порядку число: 1 + 6 = 7; 7 + 2 = 9 и далее, сбрасывая с суммы десяток: 9 + 4 = 13; 13 – 10 = 3; 3 + 8 = 11; 11 – 10 = 1. Существует вариант ло шу, расширенный до квадрата 8ґ8 с магической константной суммой 260 и заполняемый 64 гексаграммами.
Схема хэ ту соотнесена с порядком триграмм по Фуси (см. ГУА) –«преднебесным» (сянь тянь), т.е. генотипическим, априорным; ло шу – с порядком триграмм по Вэнь-вану – «посленебесным» (хоу тянь), т.е. фенотипическим, апостериорным. Обе схемы представляют собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него любую информацию (космологические объекты, отрезки времени, звуки, цвета, части тела, акупунктурные каналы и точки, парафизиологические органы, алхимические элементы и т.п.) и оперировать ею согласно их внутренним закономерностям. На их традиционных изображениях кружки соединены отрезками, отражающими структуру числа (например, 8 представлено как две четверки или четыре двойки, 5 – как 3 и 2 и т.д.), что также учитывается при практическом применении схем.
Фалев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжэньцзю-терапии. М., 1992
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»