ГУАНЬ-ЦЗЫ
ГУАНЬ-ЦЗЫ, один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4–3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине 3 в. до н.э. в академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н.э. и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ? – 645 до н.э.), главного министра царства Ци, прославившегося своими социально-политическими и экономическими реформами, которые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде государственного контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с другой – видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа1), которым должен следовать и сам государь («закон – отец и мать народа», гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в Гуань-цзы произведений всех главных философских школ древнего Китая, представленных в Цзися. Гуань-цзы сначала квалифицировался как даосский (Хань шу, цз. 30, 1 в., см. ДАОСИЗМ), а затем как легистский (Суй шу, цз. 34, 6–7 вв.) трактат. Последняя точка зрения закрепилась и ныне доминирует в китайской науке, распространена в научной литературе других стран. Хотя адекватное понимание Гуань-цзы осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедических («эклектических» – цза цзя) произведений типа Хуайнань-цзы и Люй-ши чунь цю, в которых представлен широкий спектр знаний: философских, социально-политических, экономических, исторических, естественнонаучных и др., почерпнутых из учений различных школ.
Специфику Гуань-цзы составляет, во-первых, общая ориентация на экономическую проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конфуцианских (см. КОНФУЦИАНСТВО), даосских и легистских идей с включением отдельных положений этики мо цзя (моизма), учения мин цзя (школы имен) и натурфилософии инь-ян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этика-ритуальных норм (ли2) и их конечной зависимости от дао, «главенствующего [во всей] тьме вещей». Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конфуцианской объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну («закон и есть любовь к народу», гл. 6). Даосская трактовка дао как пустотно-бесформенного и «Беспредельного» (гл. 36–38, 49) связана в Гуань-цзы с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое господство (гл. 30). В гл. 36–38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации («пристанище», шэ) – дэ1 и универсальной субстанции – «пневме» (ци1), «эссенциальная» (цзин3) форма которой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь1) – всеведение. В человеческом теле роль государя играет сердце, внутри которого находится руководящий им психический центр – «сердце сердца» (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение современные исследователи атрибутируют Сун [Цзяня] – Инь [Вэня] школе, на даосской основе соединявшей конфуцианские и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение инь-ян цзя о силах инь ян, представляющих собой «великий принцип (ли1) Неба и Земли», и «пяти элементах» (у син1), определяющих основные пространственно-временные характеристики «пневмы». Глава 39 посвящена Земле (ди2) и воде – «первоисточникам тьмы вещей». Вода сопоставлена с дао и названа «кровью и пневмой Земли». Связанный с идеологией «школы дипломатов» (цзун-хэн цзя) ведущий социально-экономический принцип Гуань-цзы – цин чжун («[установление баланса] легкого и тяжелого») изложен в обозначенных этим термином гл. 80–86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею государственного контроля над экономической жизнью и представление о законосообразном характере общественного бытия. Гуань-цзы является также ценным источником по истории китайской протологической (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).
Иванов А. Материалы по китайской философии. Введение. Шкала фа. «Хань Фэй-цзы». СПб, 1912
Штейн В.М. «Гуань-цзы». Исследование и перевод. М., 1959
Го Можо. Бронзовый век. М., 1959
Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»