ГЭ У
ГЭ У. «Выверение вещей» («постижение вещей», «изучение объектов», «классификация предметов») – основополагающий термин китайской гносеопраксиологии, одно из 8 «основоположений» (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия Да сюэ (5–3 вв. до н.э.), т.е. гл. 42/39 Ли цзи, связанное прежде всего со следующим «основоположением» – «чжи чжи»: «доведения знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей». Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127–200) определил «гэ» как «привлечение» (лай), подразумевая адекватную реакцию «вещей», уподобленных им «делам» (ши3), т.е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращенным в неоконфуцианстве Да сюэ в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин «гэ у». Чэн И (1033–1107) интерпретировал его с помощью тезиса «Чжоу и» об «истощающем [исследовании] принципов» (цюн ли). Чжу Си (1130–1200) развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением «гэ» как «достижения» (чжи9) в каноническом словаре Эр я (Приближение к классике, 3–2 в. до н.э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в «делах и вещах» принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Янмин (1472–1529) предложил понимать «гэ» как «выправление» (чжэн), имея в виду правильное отношение к «вещам» (у), которые в свою очередь сводились к делам (ши3), а те – прежде всего помыслам, заключенным в «собственном сердце» (шэнь синь) и направленным на «усовершенствование своей личности» (сю шэнь).
В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635–1704), их «выверения руками» (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение «естествознание, природоведение».
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Ответь на вопросы викторины «Философия»