ГАЛИЧ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
ГАЛИЧ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1783–1848) (настоящая фамилия Говоров), русский философ. Родился в г.Трубчевске Орловской губернии в 1783. Учился в Петербургском педагогическом институте, затем для продолжения учебы в 1808 был наравлен в Германию (университеты в Гельмштедте и Гёттингене). Особый интерес Галич в этот период проявляет к философии Шеллинга. В 1813 он защищает диссертацию на кафедре философии Педагогического института. С 1817 Галич – экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета. В 1818–1819 публикует труд История философских систем. К наиболее значительным трудам Галича относятся также его эстетический трактат Опыт науки изящного (1825) и очерк философской антропологии Картина человека (1834). Обвиненный в свободомыслии и революционных настроениях, он был уволен из университета в 1837. В дальнейшем работал переводчиком в департаменте министерства государственных имуществ. Пожар уничтожил плод многолетнего труда философа, две его рукописи: Всеобщее право и Философия истории человечества. Умер Галич в Царском Селе 9 сентября 1848.
В философском наследии Галича особое место занимает его антропологическая концепция, которая имела своим истоком романтизм и философию Шеллинга. Согласно Галичу, антропология должна составить основу всех других философских дисциплин. Это возможно только в том случае, если понимание сущности человека будет носить принципиально целостный характер, исключающий любую односторонность. Такая «целостность», по Галичу, достигается лишь при религиозно-метафизическом подходе, который обнаруживает в человеческой природе две ее фундаментальные составляющие: «первоначально-тварное» (Богом данное) и собственно человеческое, «производное». Человек обретает себя, свою человеческую особость в процессе развития, и этот процесс далек от своего завершения. Природа и история знают пока лишь «потенциального» человека, и идея человека еще ждет своей реализации. В своей романтической эстетике («философии изящного») Галич обосновывал самоценность и объективную значимость художественного творчества, принавая в прекрасном как таковом онтологическую реальность, высшее, божественное начало.
См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Галич А.И. Опыт науки изящного. СПб, 1825
Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Философия»