ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА – одна из сократических школ, существовала в 4–1-я пол. 3 в. до н.э. Основана Федоном из Элиды и была известна как «элидская»; преемником Федона был Плистен из Элиды. После Плистена школу возглавил Менедем из Эретрии, и она стала называться «эретрийской». Во времена Федона и Плистена в школе обсуждались традиционные софистические темы «воспитания нравственности» с особым акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии; одной из популярных школьных тем было обсуждение роли удовольствия для добродетельной жизни. К сюжету сократического диалога Федона Зопир восходит одна из самых цитируемых историй про Сократа: восточный маг Зопир появляется в Афинах и обещает определить характер человека по его внешности; впервые встретив Сократа, он утверждает, что перед ним человек умственно ограниченный, судя по бычьей шее, и похотливый, судя по выпученным глазам и толстым губам. Друзья, сопровождавшие Сократа, высмеивают гадателя, но Сократ останавливает их и говорит, что все сказанное верно и эти пороки действительно были присущи ему от природы, но он их преодолел с помощью занятий философией. Этот художественный этюд живо иллюстрирует классическую максиму: духовное воспитание, а не физическое рождение делает человека человеком. Сам Федон был выведен Платоном как персонаж своего диалога Федон, повествующем о последнем дне и последнем разговоре Сократа с друзьями.
При Менедеме, который не оставил никаких сочинений, более интересовались эристическими диспутами в духе поздних мегариков (см. также МЕГАРСКАЯ ШКОЛА). Характерное для Менедема сочетание мегарской эристики с близким к киническому мировосприятием лишь подчеркивает в целом неоригинальный характер учения элидо-эритрийской школы.
См. также ДРЕВНЯЯЯ ГРЕЦИЯ.
Мария Солопова
Socratis et Socraticorum Reliquiae, collegit, disposuit, apparatibus notisque instruxit G.Giannantoni, t. 1-4, 2 ed., Napoli, 1990
Vander Waerdt P.A. The Socratic Movement, Ithaca, 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»